ВЛИЯНИЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

ВЛИЯНИЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

© В.П.Бровяков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.

К.Э. Циолковский как мыслитель понимал гносеологическую сторону космического туризма. Он писал: «сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже… исполнение венчает мысль» (К.Э. Циолковский. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Калуга, 1926, с. 128); «Много раз я брался за сочинение на тему «Космические путешествия»... Фантастические рассказы на темы межпланетных рейсов несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот вызывает интерес, побуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений» (К.Э. Циолковский. Только ли фантазия? «Комсомольская правда», 23 июля 1935 г.). Циолковский является предтечей и космического туризма, и космической философии, что было отмечено на XLVI и XLVII Научных Чтениях.

В туризме и, в частности, космическом туризме одной из целей является познание. А термин гносеология происходит от греческих слов γνώσις — знание и λόγος — учение, слово, и означает «учение о познании». Таким образом, космический туризм так или иначе является составляющей в познании мира и в философском его осмыслении. В философии космического туризма существуют субъект и объект познания — это парные категории, выражающие единство противоположностей. Субъектом познания могут быть: индивид (космический турист); группа, коллектив космических туристов; общество в целом. Познание человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры и тем, как субъект реализует свои познавательные способности через других индивидуумов.

Объект — это то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность субъекта. Гносеология изучает всеобщее в познавательной деятельности человека независимо от формы деятельности: любительской (обыденной) или профессиональной, художественной, научной, туристической. Туристическое познание проявляется как синтез названых форм. Особенностью его является независимость от каких-либо плановых показателей, строгой отчётности, целевых или идеологических установок. Поэтому сведения о естестве, о природе, о материи, полученные туристическим познанием, являются дополнением к сведениям, полученным другими видами познания.

Желание туриста, в том числе и космического, просто посмотреть и ощутить является сильным стимулом к путешествию. Именно любознательность, любопытство, как писал К.Э. Циолковский, «интерес» влечёт нас в космическое путешествие, и не только в космическое.

По большому счёту именно любопытство, любознательность влекли Ю.А. Гагарина в космическое пространство. И потому его можно считать первым космическим туристом. Он реально осуществил мечту человечества, выраженную в мифах и в теориях — он посмотрел, он ощутил... Можно все космические исследовательские и туристические программы проводить под названием «Любопытство». Прилетевший на Марс 6 августа 2012 г. американский марсоход так и назывался: Curiosity — «Любопытство». Космонавтов также можно отнести к космическим туристам. Особенность их как туристов только в том, что путёвку им оплачивало государство, а они отрабатывали её стоимость в полёте. С 2001 г. начало собственно космическому туризму положил Денис Тито, который не выполнял никакой научной работы, а стоимость путёвки оплатил сам. Он просто любопытничал. Следует отметить, что в невесомости ощущения искажены и требуют мыслительной корректировки. Более подробное рассмотрение познавательных способностей космического туриста необходимо проводить с учётом того, что в любом случае через ощущения космический турист получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах, которые образуют цепочку: ощущение — восприятие — представление.