ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СВЕТЕ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Н.П.Мишура
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2013 г.
Исследователи многогранного творчества К.Э. Циолковского отмечают, что научно-педагогическое наследие гения не содержит четких и целенаправленных фундаментальных педагогических трудов. Однако во многих работах, в частности, «Ум и страсти», «Свойства человека», «Этика, или естественные основы нравственности» ученым поднимаются вопросы обучения и воспитания.
Многое из того, что предлагалось Циолковским, не всегда и не всеми воспринималось как новое, необходимое и своевременное. Если критика прежней системы образования воспринималась положительно (зависимость от предрассудков и суеверий, оторванность от жизни, рутинность, муштра), то некоторые педагогические взгляды ученого (свобода и вариативность учебных программ, активизация учеников через интерес, индивидуальность, раскрытие душевных свойств и способностей каждого, самостоятельность) не всегда находили активный отклик у педагогической общественности и бюрократов от образования.
В своей работе с детьми Константин Эдуардович применял такие приемы и методы, проявлял такие качества учителя, которые созвучны современной образовательной политике России. Сегодня эти методы называют гуманной педагогикой, а приемы, используемые Константином Эдуардовичем на уроках, — педагогическим мастерством.
Циолковский понимал, что активная работа на уроке не даст ученику умственно уснуть, что учёба будет идти успешнее, если ученик будет играть активную, а не пассивную роль. И, безусловно, прав был великий Учитель, когда говорил, что школа должна решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. А сочетание этих видов педагогической деятельности вызывает массу трудностей во всех отношениях.
Своеобразие педагогической активности Циолковского еще долго будет представлять интерес для педагогов, в том числе социальных. Высокий профессионализм, педагогическое мастерство социального педагога позволит выбрать тот уровень общения, который поможет содержательному взаимодействию.
Педагогическое мастерство социального педагога определяется как интегративное профессионально-личностное качество, включающее перечень профессиональных знаний и компетенций в области педагогики и психологии, анализа и синтеза информации, умений управления, организаторских и коммуникативных способностей, личностных качеств —целеустремленности, ответственности, наблюдательности, эмпатийности и пр.
Вопросам формирования педагогического мастерства учителей-воспитателей в разное время уделялось пристальное внимание многими классиками отечественной педагогики: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, И.А. Зазюней, И.Ф. Кривоносом, Б.И. Степашиным, Ю.И. Турчаниновой, В.А. Кан-Каликом. Суммируя их взгляды, можно утверждать, что педагогическое мастерство должно быть доведено до большой степени совершенства, почти технического. Педагогика должна владеть универсальными средствами благодатного воздействия на ученика, которые, в случае необходимости, могли бы нивелировать вредные влияния извне.