ВОСПРИЯТИЕ КОСМОСА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: МОРАЛЬНОСТЬ, СИНТЕТИЗМ И СВОБОДА (ОТ Н.Ф. ФЁДОРОВА ДО А.Л. ЧИЖЕВСКОГО)
© Т.Б.Карулина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2013 г.
«Медленными, но верными шагами наука подходит к разоблачению основных источников жизни, скрывающихся в отдаленнейших недрах Вселенной. И перед нашими изумленными взорами развертывается картина великолепного здания мира, отдельные части которого связаны друг с другом крепчайшими узами родства, о которых грезили великие философы древности» (Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, с. 33). Эту мысль Чижевского можно сделать лозунгом русского космизма вообще, только для разных направлений по-разному будут расставлены акценты.
Космос как онто- и гносеологический объект был «открыт» в рационализированном виде античной философией. Средние века, так же как и античность, рассматривали космос как некую целостность, живую и неотделимую от Космической души или Ума, связывающую космос с высшими принципами. Но в средневековой философии космическая душа трансформировалась в сотворенного Творцом в Слове-Логосе Сына Божиего, посредством Логоса приводившаяся в Бытие. Совершенство космоса обретается в Святом духе, и потому «для совершенства вселенной некоторые твари должны были быть мыслящими» (Фома Аквинский). Философия Нового времени обернула космос механизмом; возможно, поэтому синтетическое понимание космоса исчезает из интеллектуальных конструкций, исключение составляет, вероятно, только Кант. Возвращение к синтетическому осмыслению космоса как места пребывания человека связано с русским космизмом. Восприятие космоса в русской философии основывается как на традициях античной философии, так и на традициях Святоотеческой мысли, где образ космоса есть целостность и синтез как познаваемого, так и познающего. А это возможно только при моральности отношения к познаваемому и моральности «использования» получаемого знания.
Философия Н.Ф. Федорова выросла из существеннейшей задачи его времени: стремления понять пути человечества и возможности его дальнейшего существования в истории. Вопросы космологии связаны у Федорова с его историософской установкой и рассматриваются в единстве с гносеологией и антропологией. Естественна для философа и существующая в русской философской мысли идея восходящей эволюции космоса, наполненного любовью ко всему живому, разум человеческий рассматривается как элемент разума космического.
Идеи Федорова привели к формированию нового, оригинального направления русской философии — русского космизма. Это идея о «спасении (всей) безграничной вселенной» человечеством, вернувшим себе одухотворенность и научившимся управлять всеми громадными небесными мирами. По мысли Федорова, человечество способно достичь возможности регулировать природные процессы и распространить свою власть «на все миры, на все системы миров до окончательного одухотворения вселенной» (Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2. Ч.1. Л., 1991, с. 146). Особенностью русского космизма стало не только нравственно окрашенное восприятие космоса как места пребывания всего человечества, но и идея активной эволюции космоса, высказанная Федоровым.
Целостное, многослойное учение Федорова стало основой нового полифонического учения — русского космизма. Синтетическое знание о Вселенной, основанное на благоговейно-религиозном преклонении перед человеком и жизнью вообще, заложенное в трудах Федорова и развиваемое Вернадским не только как естественнонаучное, но и «мировоззренческое», нашло свое продолжение в концепции К.Э. Циолковского. Борьба Федорова с «разъединяющим пространством» и «всепоглощающим временем» трансформируется у Циолковского в понимание космоса бесконечного и неисчерпаемого как по ресурсам, так и по возможностям направленной и управляемой человечеством эволюции. У Циолковского естественнонаучные идеи существуют в синтетическом и органическом единстве с нравственными идеями, что дает право говорить о нем как философе, создавшем именно космическую философию. Циолковский говорит о взаимосвязанных проблемах: смысле существования Вселенной, ее «заполненности» или «незаполненности» мыслящими существами и эволюции материи космоса, от неживой к живой, от низших форм жизни к высшим социальным формам. Объединяющей нравственную и онтологическую проблемы для него становится энергия Солнца как источника жизни и основы эволюции человечества: «человечеству …идти вперед и прогрессировать — в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества». И этому могущественному населению «будут доступны не только планеты этой системы, но и все околосолнечное пространство. Оно эксплуатируется на пользу населения, как и вся солнечная энергия».
Помимо космической философии Циолковского на развитие идей Чижевского повлияло творчество В.И. Вернадского. Именно Вернадский с его принципом жизни как организованной совокупности живого вещества, как вечной составляющей бытия настаивал на необходимости изучения процессов проявления этой жизни и отдельных ее явлений как целостных. Он писал, что вещество планеты и вещество в космосе образуют единый круговорот живое – мертвое – живое.
Пониманием связанности всего живого на Земле пронизаны работы Вернадского. И человечество рассматривается в учении Вернадского как живое вещество, связанное с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли — биосферой, поэтому зависит от нее постоянно. Трансформация оболочки Земли, места обитания человека — биосферы — в антропогенную эру, в которую живет сейчас человечество, становящееся растущей геологической силой. Мощь человечества Вернадский связывает с развитием его разума и направляемым разумом трудом. И перед этим разумом стоит задача перестройки жизни: человек как геологическая сила превращает биосферу в ноосферу — эволюция биологического в разумное. Дальнейшая эволюция должна расширить сферу жизни человечества за пределы Земли.
Естественным продолжением и развитием идей целостности всего космоса занимался Чижевский. Идея связи Солнца с биосферой и синтеза наук как знания о процессах, порождаемых или регулируемых Солнцем, должны помочь людям в понимании происходящего и прогнозировании возможного. И у Чижевского звучит идея о связанности живого с окружающей природой и Вселенной.
У Федорова в «Философии общего дела» человек поднимается от земли к небу, потому что мораль — неотъемлемая основа развития знания и науки, существующих ради высокой моральной цели — объединения человечества. Наука есть средство морального единения и совершенствования людей. У Чижевского путь человека иной — от неба (Солнца) к Земле, потому что знание существует как основа жизни и становится основой существования и понимания морали.