ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-180: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ, СОСТОЯНИЕ, ПРОГРАММЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© П.С.Левочкин, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2013 г.
Жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) РД-180 относятся к семейству кислородно-керосиновых ЖРД с дожиганием окислительного газа, созданному на базе ЖРД РД-170/171. РД-170/171 были разработаны в 1976–87 гг. для ракет-носителей (РН) «Энергия» и «Зенит» соответственно. Их разработка стала качественно новым шагом в создании ЖРД. Первый запуск РН «Зенит» с двигателем РД-171 был осуществлен в апреле 1985 г., в 1987 г. и 1988 г. состоялись запуски РН «Энергия» с двигателями РД-170.
В 1996–99 гг. был создан двигатель РД-180 для модернизированной РН «Атлас» компании Локхид Мартин (США). Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка — на малом количестве материальной части. Сертификация двигателя для РН «Атлас 3» завершена весной 1999 г., а для РН «Атлас 5» — летом 2001 г. Первый запуск РН «Атлас 3» с двигателем РД-180 состоялся в мае 2000 г., а РН «Атлас 5» — в августе 2002 г.
Маркетингом и реализацией данного двигателя заказчику — компании ULA — занимается совместное предприятие РД АМРОСС, созданное НПО Энергомаш и Пратт-Уитни (США). В США уже поставлено свыше 60 товарных двигателей, выполнено 44 запуска РН «Атлас 3» и «Атлас 5» с двигателями РД-180 на первой ступени.
В докладе кратко сообщается о возможностях использования указанных двигателей в перспективных программах.