ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ГУМАНИТАРНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ

© Н.А.Зыков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.

Сегодня приоритет К.Э. Циолковского в области разработки концепции космических полётов не вызывает сомнений у мирового научного и космического сообщества. Например, в недавно вышедшей книге Т. Фернисса (Т. Фернисс. История завоевания космоса. Энциклопедия космических аппаратов. М., 2007. С. 15), автора множества трудов по астрономии и космонавтике, российский учёный назван «отцом мировой космонавтики». Подобные оценки высказывали и другие зарубежные учёные. Всё чаще иностранные и российские авторы обращают внимание не только на технические идеи К.Э. Циолковского, но и отмечают тот факт, что он является также автором оригинальной философской концепции, представляющей большой интерес. В современном обществе, в условиях, когда космическая техника и космонавтика стали одним из ведущих факторов устойчивого и опережающего развития, технические идеи учёного не просто востребованы, но и приносят большой экономический эффект, как и предвидел их автор. Следует отметить, что зарубежные теоретики часто трактуют термин «философия» более широко, чем привыкли мы. Они говорят о философии биологии, философии физики, философии математики и так далее. В русле этой логики можно говорить и о философии космонавтики.

Сравнительно пока менее широко известное философское и гуманитарное наследие великого учёного также становится исключительно актуальным в наши дни, когда космическая философия явно вступает в этап своего энергичного развития. В связи с этим идеи К.Э. Циолковского выдвигаются на первый план, так как в них заключены многие передовые и даже провидческие мысли. Достаточно вспомнить его знаменитый план по освоению космического пространства. Трудно переоценить прикладное значение идей в области космической связи и навигации, наблюдения Земли из космоса, в том числе для предсказания погоды, землетрясений и других стихийных бедствий, опробования новых технических решений и технологий. Очевидно, что развитие космических технологий напрямую влияет на возрастание экономической мощи государства, на повышение благосостояния его граждан, в частности, за счёт предоставления услуг по выводу на орбиту спутников для других стран, осуществления совместных исследовательских миссий, полётов космических туристов и других видов международного сотрудничества. В области космонавтики осуществляются испытания многих технологий, которые затем выходят на массовый рынок и широко используются, принося, в конечном счёте, экономические выгоды не только их создателям, но и всему обществу в целом. Многое из этого предвидел в своем творчестве К.Э. Циолковский. Он считал свои философские и социальные идеи не менее значимыми, чем технические и очень хотел, чтобы они не были забыты, прося своих друзей и корреспондентов способствовать их распространению.

Взаимосвязь экономического и технического прогресса с социальным развитием общества сегодня очевидна. На повестке дня стоит философское обоснование дальнейших перспектив освоения Солнечной системы. Без понимания того, зачем человеку необходимо осваивать космос, каковы цели и задачи этих исследований, невозможно дальнейшее движение вперед. Различные аспекты философии космической деятельности были исследованы отечественными философами ещё в начале космической эры, однако тема ещё далеко не исчерпана. На сегодняшний день расширился «клуб» космических держав, активно осваивающих космос. Но также очевидно, что страны поодиночке не смогут достичь существенных успехов в своих космических программах, многие из которых дублируют друг друга, что приводит к необоснованной трате ресурсов или ограниченности выдвигаемых задач (например, ориентация лишь на овладение сырьевыми ресурсами Луны и астероидов).

Пришло время более глубоко переосмыслить наследие основоположника космонавтики, в том числе его философских трудов. Эта идея становится всё более очевидной для мирового научного и космического сообщества.