ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТА

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТА

© Н.И.Плотников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2014 г.

Период деятельности пилотов гражданской авиации — от 20 до 60 лет. Для военных лётчиков этот период короче. Пилот проявляет себя: а) как биологический вид; б) как профессионал во время трудовой занятости; в) как оператор конкретного полёта. Все проявления сложно исследовать только по возрасту. Важно выделение и идентификация различных периодов активности, принципиально различимых во времени. До настоящего времени в авиационной науке не установлено определение главного качества пилота. Управление летательным аппаратом (ЛА) требует предназначенного перемещения в трёхмерном пространстве, что является главным назначением пилота.

Деятельность пилота можно представить эмпирической моделью как профессиограмму. Структура информационного пространства деятельности включает среду полёта и воздушное судно (ВС). Среда полёта содержит географическое пространство, ширину воздушной трассы и высоту эшелона. ВС при подготовке к полёту и в полёте имеет информационную структуру внешней части и внутреннюю часть кабин и отсеков обслуживания. Важнейшей информационной составляющей является пилотская кабина. Информационная модель деятельности описывается потоками непрерывных и дискретных сообщений. Сообщения могут быть формализованными (рационально описанными) и растождествлены с субъектом, а также иррациональными — отождествленными с субъектом. Образ полёта создается энергией концентрации и формированием будущих пространственно-временных состояний пилота синхронно со всеми участниками авиационной инфраструктуры. Профессиограмма может быть показана как полиструктурная модель энергоинформационной и вещественной связи, начиная от процесса конкретного полёта до масштаба всей профессиональной жизни. Она содержит несколько контуров операционной деятельности в полёте. Операционный контур конкретного полёта содержит вещественный контур от осязания органов управления ВС. Контуры более тонкого плана: зрительный от приборов и аудиальный от радиообмена и внутрикабинных коммуникаций. Контур информации о внешней среде содержит визуальные инструментальные наблюдения, метеоинформацию и диспетчерские данные о воздушном пространстве.

Образ настоящего полётного задания является также контуром будущего времени. Опытный пилот «летит впереди самолёта», предвидит образ будущих полётов, которые согласуются с профессиональными, жизненными целями, ценностями и смыслами. Контуры будущего связаны с опытом прошлых полетов, социальным и личным опытом человека. Формирование профессиографии пилота начинается с выработки требований пригодности к данной деятельности и организационных задач сохранения и поддержания пригодности. Трудовой стаж современного гражданского пилота может исчисляться сроком более 30 лет с налётом до 20 тысяч часов и более. Этот налёт соизмерим с продолжительностью жизни и может быть представлен в годах «беспосадочного полёта». В мировой авиации в этой части отмечаются результаты в снижении профессиональных заболеваний и в увеличении профессионального долголетия.

Расширяются знания об условиях деятельности, ведется поиск наилучшего удовлетворения общественной потребности. Задача сводится к проектированию такой конфигурации работы пилота, которая обеспечит наилучшую эффективность и безопасность. Задачей является поиск и разработка содержания деятельности пилота. Данная задача в технических и гуманитарных науках изучается в разнообразных основаниях и раскрывается в многочисленных понятиях.