ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СТЕНДОВОЙ МОДЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НПО ЭНЕРГОМАШ ИМ. АКАДЕМИКА В.П. ГЛУШКО»

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СТЕНДОВОЙ МОДЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НПО ЭНЕРГОМАШ ИМ. АКАДЕМИКА В.П. ГЛУШКО»

© В.К.Типикин, В.В.Мордашов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2014 г.

С развитием ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» формировались и научно-испытательные лаборатории, в состав которых входили стенды огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), гидропневмолаборатории модельных испытаний агрегатов и узлов ЖРД, лаборатории управления и измерения, проектный отдел.

Если в 1950-е годы режимы испытаний отдельных узлов и агрегатов максимально приближались к натурным, что было дорого, опасно и малоэффективно, то в начале 1960-х годов получили развитие стенды глубокого моделирования, где в качестве рабочего тела использовался тяжелый газ (хладон-22), что позволило решить комплекс задач по испытаниям турбин, смесительных головок, определения гидравлических характеристик газоводов турбонасосного агрегата. Теоретическая и практическая помощь в создании новой модельной стендовой базы была оказана сотрудниками кафедры 202 Московского авиационного института профессором А.В. Квасниковым и доцентом В.А. Целиковым. В дальнейшем все работы по доводке, наладке стендового оборудования и испытаниям полностью легли на инженеров и конструкторов предприятия.

С развитием ракетной техники, с переходом на экологические чистые компоненты топлив модернизировалась и стендовая база. Было принято решение произвести замену рабочего тела с хладона на воздух, т. к. существующая компрессорная система не позволяла обеспечивать необходимую чистоту хладона на входе в испытываемый агрегат из-за утечек масла из подшипниковых узлов компрессора в контур стенда. С этой целью испытания стали проводить по открытой схеме, где в качестве рабочего тела использовался редуцированный воздух высокого давления от баллонной рампы.

За разработку метода моделирования узлов и агрегатов ЖРД на тяжелом газе и внедрение этого метода в практику была присвоена Государственная премия сотрудникам Московского авиационного института А.В. Квасникову, В.А. Целикову, В.В. Рамодиной, а также работникам предприятия А.А. Мотрову, Р.И. Гемранову.

В докладе также рассматривается состояние модельной стендовой базы в настоящее время и перспективы её развития.