К ВОПРОСУ ГАРМОНИЗАЦИИ НОРМ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

К ВОПРОСУ ГАРМОНИЗАЦИИ НОРМ ЛЁТНОЙ ГОДНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

© Н.В.Булдакова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2014 г.

Несмотря на то, что нормы лётной годности в России, Европе и США базируются на требованиях ИКАО, при ближайшем рассмотрении отечественные нормы лётной годности АП-23 отличаются от аналогичных Федеральных авиационных правил США (FAR-23) и Требований по сертификации Европейского агентства авиационной безопасности (CS-23).

С 1990 г. начались работы по гармонизации отечественных норм лётной годности — авиационных правил (АП) — с аналогичными системами США и объединённой Европы. Целями гармонизации являются:

– повышение уровня безопасности полётов воздушных судов;

– облегчение экспорта отечественной авиатехники и обеспечение её конкурентоспособности на международном рынке;

– упрощение признания отечественных норм за рубежом;

– развитие международного сотрудничества в области нормирования лётной годности и сертификации авиационной техники.

К настоящему времени сформирована отечественная система АП, максимально гармонизированная с FAR-23 и CS-23. Но даже с учётом этого факта различия в существующих нормах имеются.

Рассматриваются следующие вопросы:

– различия по разделам между АП-23 и CS-23, FAR-23;

– различия в методологии при проведении соответствующих сертификационных испытаний;

– организационные вопросы гармонизации АП-23 и CS-23, FAR-23.