КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© А.А.Иванихин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2014 г.
Социальные конфликты как непременный атрибут общественного развития К.Э. Циолковский рассматривает сквозь призму обострения социальных противоречий и войн. Ученый вполне ясно представлял себе, что современное ему общество далеко от совершенства. Прежде всего, далекими от идеальных являются отношения между различными народами. Ярким проявлением конфликтов между людьми, этносами, государствами, с точки зрения мыслителя, выступают войны. Войны являются наиболее резкой и открытой формой проявления социального противоречия, одним из основных источников страданий и несправедливости. Они сопровождают всю историю человечества. При этом К.Э. Циолковский отмечает противоречивый характер войн. Как считал ученый, войны в конечном итоге способствуют объединению человечества, что, безусловно, положительно.
Ярко выраженным негативным моментом является насильственный характер ведения войн. К тому же войны часто ведутся не под воздействием разума, а на инстинктивном, бессознательном уровне. В этой связи ученый писал: «Таков натуральный ход вещей, в котором разум, к сожалению, принимает очень мало участия. Потому что войны пока остаются и составляют великое бедствие, несмотря на их сравнительно хорошие последствия. Если бы разум принял участие в объединении человечества, то войн можно было бы избежать и все же достигнуть объединения людей» (К.Э. Циолковский. Жизнь человечества // Гений среди людей. М., Мысль, 2002. С. 465).
Войны являются неизбежной частью современного общества. В основу их, как отмечал К.Э. Циолковский, положены противоречия интеллектуального и имущественного характера. Их он называл «неизбежным злом», которое возможно будет преодолеть лишь по достижении высокого уровня развития человечества, что выразится в его единении.
В трудах К.Э. Циолковского прослеживается, что существование, обострение конфликта и его разрешение в значительной степени детерминированы наличием или отсутствием в социальном организме социального консенсуса. Так, ученый считал, что антагонистический характер современного общества поддерживается его социальными структурами. В них он видел постоянный источник страданий, социального напряжения и противостояния. Подчас, по мнению К.Э. Циолковского, эти структуры носят уродливый характер. Ярким примером несовершенства социального бытия он считал современные жилища, наши дома и квартиры. Бедность приводит к дальнейшим страданиям людей и усугублению социальных противоречий. Выход ученый видел в изменении социального уклада, его реорганизации и совершенствовании. В свою очередь это возможно лишь благодаря прогрессу науки, техники, а также просвещению населения. Но дальше революционных идей социального преобразования теоретическая мысль человечества не продвинулась. Самые радикальные идеи — социальная революция. К.Э. Циолковский в одной из статей предлагал разобрать Землю до основания. Естественно, проблема земной «скверны» будет попросту снята.
Насилие, по Циолковскому, преследует определённую цель: обеспечить справедливость, то, что желательно и необходимо. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь средство для достижения подлинной цели: «Если на меня нападает разбойник, то я не сочту преступлением в пылу самозащиты и неимения иных способов избавиться от насилия, даже убить его. И общество меня оправдает. Каждый от всякого насилия считает себя вправе употребить насилие, если закон не может его защитить <…> Насильники часто обильно одарены мускульными силами, энергией и даже умом, хотя и направленным в другую сторону. Поэтому борьба отдельных лиц с ними кончается победою насильников» (К.Э. Циолковский. Жизнь человечества // Гений среди людей. М., Мысль, 2002. С. 467).
В своих философских рассуждениях ученый видел причину возможной гибели человечества во внешних по отношению к обществу «мировых враждебных силах». Нам сейчас понятно, что силы, «которые могут погубить человечество», скрываются в нем самом, и прежде всего в угрозе термоядерной и экологической катастроф. Но и в этом случае космонавтика также оказывается одним из механизмов решения глобальных проблем и становления ноосферы.
Не менее важно формирование ноосферного — «сверхнового» мышления, ориентированного на выживание человечества и на стратегию становления ноосферы. Именно в ноосфере в наиболее полной мере воплотятся идеалы гуманизма, наивысшего развития достигнет интеллект человека и цивилизации в целом, которой будет обеспечено безопасное во всех отношениях развитие. Распространение сферы разума, несомненно, будет способствовать общественному прогрессу, а, следовательно, и снятию социальных противоречий, предотвращению конфликтов.
Продолжение изучения проблем социальной конфликтологии в трудах К.Э. Циолковского с позиции современной социальной философии представляется не только интересным и познавательным, но и актуальным.