КОНЦЕПЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ САМОЛЁТНЫХ И АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЁТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ БОРТОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
© В.Н.Титоренко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2014 г.
Одним из приоритетных направлений современных исследований беспилотных летательных аппаратов (БЛА) нового поколения является существенное увеличение продолжительности полета высотных БЛА аэростатических и самолётных схем — от месяца до нескольких лет. Критическим элементом реализации большой продолжительности полёта БЛА является тип бортовых источников энергии.
Проведённый анализ показал, что на бортовых химических и электрических источниках энергии современные БЛА способны совершать полёт продолжительностью порядка месяца. Дальнейшее увеличение продолжительности полета БЛА станет возможным только в случае применения бортовых источников на солнечной, ядерной или дистанционно подводимой энергии от наземных, воздушных или космических источников.
Исследования БЛА на солнечной энергии показали невозможность реализации круглогодичного полёта над большей частью территории России в силу её географического положения. Как показали проведённые исследования, одним из перспективных направлений развития БЛА большой продолжительности полётов аэростатических и самолетных схем, летающих в географических условиях России, является использование ядерных бортовых источников энергии.
Проведённые исследования концепции БЛА с ядерными силовыми установками (ЯСУ) самолётных и аэростатических схем опирались на результаты анализа отечественных и зарубежных научно-исследовательских работ по созданию самолётов демонстраторов технологий с ЯСУ 50–60-х г. ХХ века. В работе использовались результаты современных зарубежных исследований самолётных и аэростатических БЛА с ЯСУ, разрабатываемых в рамках программ по исследованию Марса, Венеры, Титана. В рамках проведённых исследований использовались характеристики существующих ЯСУ космических летательных аппаратов с изотопными и ядерными источниками энергии и имеющих высокий уровень технологической готовности.
В результате исследований был проведён анализ летно-технических характеристик и сформированы облики аэростатических и самолетных БЛА с ЯСУ. Приведён анализ характеристик самолётных БЛА с ЯСУ и БЛА, разрабатываемого по программе Vulture II, БЛА Orion фирмы Aurora Flight Science’s, с силовой установкой на жидком водороде и БЛА Solar Eagle фирмы Boeing с силовой установкой на солнечной энергии. Дан анализ результатов предварительных параметрических исследований дирижабля с ЯСУ, приведены сравнительные характеристики дирижабля с ЯСУ с дирижаблями, использующими солнечную энергию: БЕРКУТ HL фирмы РосАероСистемы (Россия) и HAA фирмы Lockheed Martin.