КВИНТЭССЕНЦИЯ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ РУССКИХ КОСМИСТОВ КАК «РУССКАЯ ИДЕЯ»

КВИНТЭССЕНЦИЯ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ РУССКИХ КОСМИСТОВ КАК «РУССКАЯ ИДЕЯ»

© Н.М.Солодухо
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.

В современном российском обществе уже довольно давно идет поиск так называемой «русской идеи» или «российской идеи», которая могла бы быть единым духовным интегратором народов России. В качестве такой идеи вполне может послужить концентрированное выражение взглядов, характерное для философско-мировоззренческой парадигмы русских космистов. Результаты исследований в этой области можно суммировать следующим образом.

1. При всем многообразии взглядов отечественных космистов выделение характерной для них мировоззренческой парадигмы может послужить основой решения концептуальной задачи формулирования «русской идеи».

2. Стержневой идеей философско-мировоззренческой парадигмы русского космизма выступает идея единения человечества на основе холистических представлений в совокупности с проблемой экологизации сознания в её интегрирующем нравственно-духовном варианте по отношению к системе «Человек – Земля – Космос».

3. Для отечественной культуры, в том числе и для русских космистов, характерна мировоззренческая позиция, исключающая насилие и войны, позволяющая нейтрализовать кризисные тенденции в обществе и способствующая выведению Россию на новый этап прогрессивного развития.

4. Обосновывается возможность, позволяющая согласовать проблемы современной глобализации с идеологией русского космизма, как предтечей описания современных глобальных процессов, и предложить свой особый нравственно-духовный путь консолидации человечества перед лицом глобальных и космических катастроф.

5. «Русская идея», или точнее «российская идея», выдвигающая сегодня Россию в качестве так сказать «Третьего Рима», может послужить условием формирования нового мирового полюса с миссионерской задачей духовно-нравственного объединения человечества.

Задача поиска и выражения национальной идеи особенно остро проявляет себя на исторически значимых, переломных этапах развития государства. Не случайно к разработке вопроса «русской идеи» обращались представители русского космизма, прежде всего В.С. Соловьёв и Н.И. Бердяев. Ведь именно на рубеже XIX–XX вв. стала очевидной необходимость ответов на такие вопросы, как: в чём состоит стратегическая цель развития страны; каков магистральный путь её движения; существует ли нравственная максима народа; что может стать объединяющей силой общей мечты. А именно эти моменты и составляют содержание национальной идеи. Для России, в которой проживают представители более ста пятидесяти национальностей и народностей, особенно важно найти те элементы, которые выражают наиболее характерные общие цели, идеалы, мечты россиян.

Необходимость определения особенностей общероссийской национальной идеи вызревает со времен создания отечественной государственности и обусловливается как исторически, так и географически. Россия даже в сегодняшних ее границах — самая большая страна мира. Именно на её территории могли зародиться и взращиваться идеи наиболее глобального характера, доходящие до космических масштабов, именно на просторах многонационального государства могли возникнуть и культивироваться идеи «всеединства» В.С. Соловьёва, объединяющего высшего (религиозного) гуманизма П.А. Флоренского, «общего дела» заботы о предках Н.Ф. Фёдорова и т.п.

Во взглядах на судьбы всего человечества, выраженных в общегеологических, общебиологических ноосферных идеях В.И. Вернадского, общечеловеческих космических идеях К.Э. Циолковского и других космистов содержится миссионерский стержень русской, российской идеи, имеющей всемирно-историческое значение.