МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СООБЩЕСТВА КОСМОНАВТОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Л.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.

В мировом сообществе космонавтов, как и в многонациональном государстве, вопрос общенациональных ценностей является весьма тонким и деликатным. Мировое сообщество космонавтов это сложное переплетение культур, профессий в России и США, на Западе и Востоке, объединение множества разнородных элементов (национальных культур, религий, этносов, управленческих стилей, языков, национальных ценностей, традиций, обычаев, норм поведения и т.д.). В нашей стране космонавты представляют 13 национальностей. Более чем в 55 мира странах они имеют столь же масштабную географию мест рождения, проживания и обучения (Л.В. Иванова, С.В. Кричевский. Сообщество космонавтов: История становления и развития за полвека. Проблемы. Перспективы. М., 2013). По этой причине единая среда обитания в процессе длительной подготовки к космическим полётам, совместная деятельность в космическом пространстве, реабилитационный послеполётный период, совместное проведение досуга, участие в международных социокультурных, научно-исследовательских, общественно-политических проектах обусловлены необходимостью формирования такого качества у их представителей, как способность и готовность к межкультурной коммуникации.

Эффективность межкультурной коммуникации невозможна без знания целого комплекса форм поведения, истории, психологии, языка. Основным инструментом взаимодействия является язык. Это может быть родной язык одного из коммуникантов или же нейтральный язык, который является иностранным для всех участников межкультурного общения, либо свой профессиональный смешанный язык, который космонавты называют «англоруссом». Каждый космонавт в процессе межкультурных контактов осознает, что наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и паравербальные средства. Для логического объяснения «необычного» поведения партнеров необходимы умения атрибуции (А.П. Садохин. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: Автореферат дисс. М., 2008. С. 21–23). При этом практика межкультурной коммуникации показывает, что вышеперечисленных средств недостаточно для эффективного межкультурного взаимодействия. На первый план в современной социокультурной рефлексии выходят проблемы межкультурной компетентности, определяющие совокупность социокультурных и лингвистических знаний, коммуникативных умений и навыков. Для этого космонавтам необходимо ознакомление с культурным наследием стран-партнёров, ценностными ориентациями представителей этих стран по отношению к искусству и его различным видам, науке и её роли в обществе, государству как форме взаимодействия людей в общественной жизни, национально-этическим особенностям в отношении к семье, труду, времени, природе, национальным праздникам, основным религиям, традициям.

Продолжительная совместная жизнедеятельность представителей профессионального сообщества космонавтов/астронавтов, его цели и приоритеты способствуют формированию своих норм и процедур, обычаев и традиций. При этом космонавты-партнёры стремятся к взаимопониманию и согласию путём достижения компромисса между собственными культурными ценностями с аналогичными ценностями партнера. Решающим обстоятельством здесь выступает признание взаимодействующими сторонами друг друга в качестве равноправных участников общения. Отношения между ними должны строиться на принципах доверия, уважения, доброжелательности, равенства и свободы выбора. Реализация интересов и целей предполагает осознание партнёрами взаимной полезности, взаимной заинтересованности, взаимного уважения, способности жертвовать частью собственных интересов ради максимализации общего результата.