О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПУТЁМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ
© М.А.Бек, Н.Н.Бек
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2014 г.
Задачи развития и повышения эффективности использования инновационного потенциала аэрокосмической промышленности для ускорения развития экономики страны представляются весьма актуальными. Решение этих задач в условиях возрастания сложности и ускорения темпов изменений экономики требует освоения и внедрения нетрадиционных управленческих подходов и решений, в том числе бизнес-моделей и сетевых форм организации бизнеса. О большом интересе к исследованиям и практическому применению бизнес-моделей свидетельствует растущее число публикаций в научной и деловой прессе. Работами известных исследователей бизнес-моделей (А. Сливотски, А. Остервальдера, Г. Чезборо, Д. Тиса и др.) уже созданы методические основы анализа и синтеза бизнес-моделей, их эффективного использования в инновационной деятельности высокотехнологичных производств.
Для крупных организаций аэрокосмической промышленности характерны бизнес-модели, ориентированные на удовлетворение потребностей небольшого числа основных потребителей, в первую очередь государственных органов, осуществляющих закупку и эксплуатацию оборонной продукции и компаний гражданской авиации. Узкая специализация этих организаций, недостаточные ресурсы и компетенции в сфере коммерциализации и диффузии инноваций, не позволяют эффективно использовать накопленный потенциал, прямые и косвенные результаты выполнения аэрокосмических программ для инновационных разработок, ориентированных на внутренний потребительский рынок, на ускорение инновационного развития в других отраслях и видах экономической деятельности. Об этом, в частности, свидетельствуют трудности, во многом обесценившие результаты проводившейся в прошлом конверсии, слабое использование возможностей реализации промежуточных результатов на рынках ноу-хау.
В докладе рассматривается возможность и целесообразность существенного изменения бизнес-моделей крупных организаций аэрокосмической промышленности, предусматривающего стимулирование внутреннего предпринимательства (интрапренерства) и расширение взаимодействия с малыми и средними предприятиями, способными стать партнерами в инновационных разработках и потребителями инновационных идей. Обосновывается необходимость существенного изменения основных блоков бизнес-моделей:
– расширения состава потребителей, в том числе за счёт фирм, обеспечивающих коммерциализацию и диффузию инноваций;
– изменения состава предлагаемых потребителям ценностей (включая промежуточные результаты инновационной деятельности, услуги по организации и осуществлению инновационных процессов).
Соответственно должны быть трансформированы цепочки, сети создания и каналы доставки ценности, состав видов деятельности организаций и их экосистем. Сети создания ценности должны быть продвинуты далеко за пределы формальных границ, выделяющих организацию из её внешней среды. Отмечается, что совершенствование бизнес-моделей, повышающее гибкость взаимодействия крупных организаций аэрокосмической промышленности с малыми и средними предприятиями не только повысит эффективность использования их инновационного потенциала, но и расширит возможности адаптации к неблагоприятным изменениям внешней среды, например, к возможным разрывам кооперационных связей с зарубежными компаниями.