ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МЕСТА ПАДЕНИЯ СХОДЯЩИХ С ОРБИТ НЕУПРАВЛЯЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
© О.А.Чаплиц, В.И.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2014 г.
Все более активная космическая деятельность неизбежно приводит человечество к проблеме космического мусора, которая выражается не только в потенциальной опасности для новых запусков и эксплуатации космических аппаратов (КА), но и увеличении количества искусственных космических объектов, в том числе крупногабаритных, которые неуправляемо сходят с орбиты Земли. Особенно остро этот вопрос стоит в области низких орбит высотой до 1000 км.
Совершенствование методов прогнозирования места и времени возможного падения фрагментов этих объектов и разработка мер по минимизации опасностей является составной частью обеспечения глобальной безопасности эксплуатации космического пространства. ГП «КБ «Южное» имеет опыт прогнозирования движения отработавших вторых ступеней ракет-носителей (РН) «Зенит», КА «Фобос-Грунт», научно-исследовательского спутника GOCE и т.д.
В докладе на примере КА «Фобос-Грунт» описана методология исследования движения неуправляемых объектов на основе собственного опыта и результатов иностранных коллег. После объявления КА «Фобос-Грунт» аварийным КБ «Южное» приняло участие в организованном Межагентским координационным комитетом по космическому мусору (IADC) прогнозировании времени и места возможного падения фрагментов КА. В ходе работы был получен опыт интерактивной совместной работы специалистов разных стран по данному вопросу.
При всех исследованиях использовались исходные открытые данные о текущих параметрах орбит объектов в двухстрочном формате (TLE) системы NORAD. По результатам получены графики расчётной и фактической эволюции высоты орбиты КА «Фобос-Грунт» и других исследуемых объектов, а также сформулированы проблемные вопросы по теме. Так, анализ данных по прогнозируемым точкам возможного падения фрагментов объектов, рассчитанных за двое суток, сутки и за несколько часов до момента, который был определен как момент падения, показал, что при существующих средствах определения текущих параметров объекта и состояния атмосферы невозможно с упреждением (более чем за 2 часа) спрогнозировать с приемлемой точностью район возможного падения.