ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ АСТРОНАВТОВ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ В ЦЕНТРЕ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ АСТРОНАВТОВ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ В ЦЕНТРЕ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА

© Е.А.Кириленко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2014 г.

В докладе рассматривается материал и приёмы обучения, разрабатываемые для нового учебного коммуникативно-ориентированного курса для астронавтов и участников космических полётов, а также оснащение их соответствующим учебным пособием. Разработка подобных пособий связана с решением ряда методических проблем, таких как создание прочной мотивационной основы обучения учащихся, соотношение базового и специализированных курсов на этапе обучения профессиональному языку.

Выявление коммуникативных потребностей астронавтов позволяют сделать вывод о необходимости создания максимально сжатых, грамматически минимизированных и прагматически направленных (профессионально ориентированных) курсов русского языка как иностранного.

Учебное пособие по русскому языку как средство профессионального общения представляет собой целостную методическую систему, отвечающую потребностям обучающихся, а также создаёт мотивационную базу обучения. Пособие сконструировано на основе конкретного и аутентичного материала, отражающего языковые и профессиональные реалии. В качестве материала при создании учебного пособия использовались следующие источники:

– записи тренировочных занятий на тренажёрах;

– тексты лекций по специальным предметам;

– стенограммы практических занятий, составленных преподавателями, непосредственно присутствующими на тренировках;

– учебники и учебные пособия по специальным предметам (КИК, СУДН, СОЖ и др.);

– наблюдения над коммуникативно-речевой деятельностью иностранных учащихся и их партнёров по общению;

– учебные пособия, практикумы, разработанные преподавателями ЦПК имени Ю.А. Гагарина и кафедр российских вузов;

– наглядно-иллюстративный материал в виде таблиц, рисунков, слайдов, учебных и документальных фильмов;

– научная и научно-методическая литература, посвящённая проблемам теории и практики преподавания русского языка как иностранного; исследования в области научного и официально-делового стилей.

Основная цель обучения по данному учебному пособию — научить решать на русском языке задачи реальной профессиональной коммуникации, возникающей в процессе тренировки на тренажере и в реальном полёте на «Союзе».

В учебном пособии демонстрируется пошаговое формирование коммуникативной компетенции обучающихся в рамках определённого тематико-ситуативного фрагмента общения.

Значительное место занимают тексты узкоспециального характера. Во-первых, текст является базой для осмысления изучаемого лексико-грамматического материала. Отсюда требование к предъявляемым на занятиях текстам — обильная их насыщенность лексическими единицами и грамматическими конструкциями, которые представляют собой предмет изучения в данный момент. Во-вторых, текст выступает основой для формирования тех или иных речевых навыков и умений. Тематические тексты, предлагаемые на уроках по русскому языку, должны соответствовать материалу, который либо в настоящее время является предметом изучения по специальной дисциплине, либо будет изучаться через одно-два занятия.

Поскольку итоговой целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, то есть основная цель учебного процесса — обучение общению, система упражнений в учебном пособии ориентирована в основном на формирование речевых навыков. Однако, языковые упражнения (грамматические, фонетические, лексико-грамматические) будут также присутствовать. Отдельные уроки учебного пособия применяются уже второй год.

Таким образом, разработанная структура учебного пособия по русскому языку как средству профессионального общения демонстрирует идею реализации гибкой модели обучения, в основе создания которой лежит учёт коммуникативных потребностей астронавтов и условий их обучения.