ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Е.П.Прохорова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2014 г.
Коммерческая космическая деятельность (КД) на современном этапе невозможна без проведения маркетинговых исследований, где маркетинг как система изучения рынка предполагает проведение направленного и системного анализа по каждому виду космической продукции и услуг.
Разработанные методические положения маркетинговых исследований включают:
– выбор стратегии с учётом особенностей каждого сегмента рынка и анализа его привлекательности;
– обоснование цены и ценовой политики на продукцию и услуги коммерческой космической деятельности.
Центральным элементом маркетинговых исследований является комплексное исследование рынка продукции и услуг КД, которое включает анализ и прогноз конъюнктуры рынка, а также анализ особенностей предлагаемой продукции. В отличие от товаров широкого потребления, которые частные лица покупают для личного пользования, продукция и услуги КД может приобретаться предприятиями и организациями, в том числе и для использования её в технологическом процессе. Продажа данной продукции осуществляется специалистами, владеющими в равной мере двумя сторонами дела — технической и коммерческой, т.е. специалистами, способными представить аргументы технического плана и ответить на замечания других технических специалистов при проведении переговоров и заключении сделок.
В докладе рассмотрена возможность использования техники маркетинговых исследований применительно к продукции и услугам КД, с учётом её особенностей.