
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Е.П.Прохорова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Экономические вопросы космической деятельности"
2014 г.
Коммерческая космическая деятельность (КД) на современном этапе невозможна без проведения маркетинговых исследований, где маркетинг как система изучения рынка предполагает проведение направленного и системного анализа по каждому виду космической продукции и услуг.
Разработанные методические положения маркетинговых исследований включают:
– выбор стратегии с учётом особенностей каждого сегмента рынка и анализа его привлекательности;
– обоснование цены и ценовой политики на продукцию и услуги коммерческой космической деятельности.
Центральным элементом маркетинговых исследований является комплексное исследование рынка продукции и услуг КД, которое включает анализ и прогноз конъюнктуры рынка, а также анализ особенностей предлагаемой продукции. В отличие от товаров широкого потребления, которые частные лица покупают для личного пользования, продукция и услуги КД может приобретаться предприятиями и организациями, в том числе и для использования её в технологическом процессе. Продажа данной продукции осуществляется специалистами, владеющими в равной мере двумя сторонами дела — технической и коммерческой, т.е. специалистами, способными представить аргументы технического плана и ответить на замечания других технических специалистов при проведении переговоров и заключении сделок.
В докладе рассмотрена возможность использования техники маркетинговых исследований применительно к продукции и услугам КД, с учётом её особенностей.