ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕЛИГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ РЕЛИГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Т.Б.Карулина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.

Идея космической перспективы человечества, всесторонне разработанная во многих сочинениях К.Э. Циолковского, идея сложная и комплексная, породила большое количество вопросов и ещё большее количество разнообразных трактовок. Освещение космической перспективы прежде всего подразумевало ответ на вопрос: «Как это осуществить?», но К.Э. Циолковский сначала решил ответить на вопрос, предшествующий ему — «Для чего это необходимо?» (В.М. Мапельман. Идея космической перспективы развития человечества в русской философской традиции. М., МИСиС, 2005. С. 6).

Ответы на эти два связанных между собой вопроса должны были показать направленность перспективы развития человечества за пределами нашей планеты. Однако Циолковский общее направление движения согласовывал с социальными закономерностями в чрезвычайно незначительной степени. Понимание развития общества по аналогии с естественнонаучным процессом (зачастую безлюдным, когда развивается нечто, отчужденное от человечества или находящееся над ним), можно встретить у старших современников К.Э. Циолковского К. Маркса, З. Фрейда, О. Шпенглера. Слепая естественно-историческая закономерность близка К.Э. Циолковскому, у которого эволюция человека (и до селекции и после неё) есть закономерный естественный процесс. Социум у него, скорее, физическое образование, как и всё порожденное физическими атомами.

Формирование представлений о космических перспективах требовало установления особых методов исследования как природы, физического мира, так и духовных феноменов, образованных из атомов-духов. Это, по мнению Циолковского, возможно, если «отрешиться от всего неясного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, т.е. математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений» (там же, с.112). Именно поэтому, по Циолковскому, только естественнонаучные методы познания способны привести к истине.

Мир выглядит достаточно элементарно: он един, вечен и непрерывен. Единство его основано на времени, пространстве и силе. Простейшие составляющие физических тел являются также сутью природы живых тел без разделения на живое и неживое. Атомы, наделённые ощущениями, насыщают химически однородный космос, развивающийся по единым физическим законам, обеспечивая его всеобщими свойствами чувствительности и способности принимать форму живого. «Как и во всех своих трудах, я стараюсь всё свести к одному началу, старой Ньютоновской механике» (там же, с. 117). И тут, как и у И. Ньютона, на первый план встаёт Первопричина, источник, основа и начало мира. Именно отсюда можно начинать разговор о конструировании религии Циолковским.

Схематично данный процесс можно представить следующим образом. Первый и высший элемент это Вечный источник всего, или Причина. Причина порождает производный от неё космос, вселенную, вещества. Космос обдуман, закономерен и объясняет в свою очередь наличие Причины. Причина чудесна, величава, трудно вообразима, блага, разумна, милосердна, добра и полна любви. Первопричина или Бог является одновременно самой организованной и известной человеку частью мира, высочайшей (спасительной) идеей и самим миром. Вездесущность Первопричины «видна из безграничного распространения вселенной и действия её сил на всякое расстояние» (К.Э. Циолковский. Щит научной веры. М., Самообразование, 2007. С. 270).

Вера в Бога (или признание его существования) обосновывается мыслителем как уверенность человека в наличии высшего блага, которая присутствует в нас веками в виде идеалов, постигаемых интуитивно. Особо интересно то, что Бог необходим человеку. Прежде всего тогда, когда ему не хватает доказательного знания, впоследствии способного принять научную форму после получения доказательств. Именно в этом выражается благоволение Первопричины к своим созданиям: «Там, где разум бессилен, религия приходит на помощь и разрешает наши недоумения» (там же, с. 14).

К.Э. Циолковский предлагает: «Пускай существует 2 веры: одна — чистое христианское учение без натяжек и умствования, другая научная, неполная. Может быть, наступит время, когда обе сойдутся в одно» (там же, с. 14). «Ум не мирится с существованием вселенной без причины» (там же, с.15). По Циолковскому существование высшей воли можно «даже доказать на основании известных нам естественных законов» (там же, с. 17). В статье «Есть ли Бог» он говорит: «Надо создать научное определение Бога, если мы не хотим расстаться с этим словом» (там же, с. 251).

Подводя итоги, можно зафиксировать особенности понимания Бога в философии К.Э. Циолковского:

– свойства Первопричины выводятся из существования Вселенной, но отличаются от ее физических параметров, она чудесна, величава, трудно вообразима, блага, разумна, милосердна, добра и полна любви;

– Вселенная конституирует бессмертие человечества;

– существование Первопричины (Бога) есть онтологическое Его доказательство;

– мораль и религия никак не связаны между собой;

– Евангелия полны противоречий. Существование Христа допустимо, но это скорее идеал для культурной части человечества. «Я помню, с каким трудом, юношей, я переваривал евангелие. Эту трудность желал бы теперь устранить. Устраняю также несущественное и прибавляю кое-какие заметки» (там же, с. 525).

У К.Э. Циолковского получилась естественная и, одновременно, верховная Первопричина, вочеловечившийся Бог.