ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© С.А.Володина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2014 г.
Одним из решающих факторов роста производительности труда и конкурентоспособности продукции отрасли является повышение квалификации персонала организаций, его мотивации, а также правильный отбор (формирование команд проектов) и эффективность расстановки сотрудников.
Исследования (опрос, собеседования и анкетирование) показывают, что проблемы, связанные с персоналом, дефицит квалифицированных руководителей и специалистов и демотивация, в настоящее время входят в число системных. Решение первой из отмеченных проблем зависит от образования сотрудника и поддержания им непрерывности дальнейшего обучения как в процессе трудовой деятельности, так и в программах повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.д. Обеспечению мотивации частично также способствует доступ к дополнительному образованию, однако невозможность применения полученных компетенций приводит к оттоку наиболее квалифицированных сотрудников.
В связи с этим необходимо учитывать следующие особенности, характерные для условий трудовой деятельности и управления персоналом современной высокотехнологичной компании:
– рост значимости интеллектуальных качеств, творческий характер труда ведущих сотрудников;
– повышение удельного веса специалистов, руководителей и рабочих высокой квалификации;
– увеличение разрыва между численностью персонала с высокой и низкой квалификацией (при этом потребность в менее квалифицированных сотрудниках полностью не исчезает), происходит «вымывание» как руководителей, так и специалистов со средней квалификацией;
– расширение сферы проектного подхода к управлению на всех уровнях (достижение заданного результата с учётом ограничений по срокам и стоимости);
– как следствие проектного управления — возможность двойного подчинения сотрудника проектной команды (постоянно руководителю своего структурного подразделения и временно проект-менеджеру);
– временность статуса участника проектной команды, вероятность «простоев» в случае отсутствия проектов в организации, несоответствие вознаграждения сотрудников их квалификации, стажу работы и его чрезмерная зависимость от сети связей;
– изменчивость составов проектных команд на различных фазах проекта, необходимость налаживания новых коммуникаций между участниками;
– возможная мультизадачность при наличии в организации портфеля проектов;
– динамичная смена приоритетности специальностей и направлений деятельности;
– вероятность внезапной остановки отдельных проектов и переключений на новое направление.
Особенности высококвалифицированных сотрудников высокотехнологичной организации, которые не всегда полностью лежат в русле её интересов, но должны учитываться для их удержания:
– наличие высокой самооценки, отождествление себя с определённым видом деятельности, а не с конкретной компанией или рабочим местом;
– мобильность, не признают барьеров входа в интересующие их научные направления;
– оперируют в большей степени информацией и знаниями, а оборудование рабочего места является для них подчиненной категорией;
– способны по собственной инициативе и с минимальной поддержкой разработать новый продукт;
– мыслят сценариями и при необходимости используют интуицию;
– быстро обучаются и передают знания, толерантны к риску и неопределенности.
Управление такими сотрудниками традиционными методами нерезультативно и неэффективно. Востребуются коллективные знания и умения; креативность и самостоятельность суждений; умение выражать свою позицию, согласовывать интересы и решать проблемы; наличие лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков; обладание психометрическими данными, необходимыми в нестандартных ситуациях (командная работа, стресс и т.п.).
Соответственно смещаются подходы к формам и методам мотивации сотрудников компании по сравнению с традиционными. На передний план выходят:
– создание атмосферы вызова, возможности экспериментировать и развиваться, самоактуализация;
– вовлечение сотрудников в отдельные вопросы управления и стратегического планирования, допущение самостоятельности в оперативном и функциональном планировании;
– целеполагание, мониторинг и самооценка сотрудниками результатов своей деятельности;
– расширенное делегирование полномочий сотрудникам и автономность выполнения ими ряда задач;
– личное общение с руководством организации;
– самостоятельный выбор одного из возможных вариантов поощрения.