ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ БОРТОВЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ БОРТОВЫХ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

© И.А.Рожкова, В.Ю.Никишов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2014 г.

Современный этап развития бортовых тренажёров для отработки действий экипажа в аварийных ситуациях характеризуется разработкой интерактивных компьютерных обучающих систем и мобильных бортовых тренажеров (Тренажёрные комплексы и тренажёры. Технологии разработки и опыт эксплуатации. Под ред. В.Е. Шукшунова. М., Машиностроение. 2005).

В процесс тренировки включается реальный объект — Международная космическая станция (МКС). Мобильный бортовой тренажёр содержит математическую, информационную и виртуальную модель систем и оборудования, используемых при ликвидации аварийных ситуаций. Используется существующая беспроводная связь МКС для объединения на борту портативных устройств (терминалов тренажёра). Члены экипажа имеют возможность, «погружаясь в виртуальную среду», «перемещаться» по модели МКС и осуществлять управление бортовыми системами. В соответствии с выданными экипажем управляющими действиями, в тренажёре воспроизводится ответная реакция систем. Таким образом, программное обеспечение тренажёра позволяет имитировать аварийную ситуацию на борту МКС (А.А. Тищенко, В.И. Ярополов Моделирование при обеспечении безопасности космических полетов. М., Машиностроение. 1981).

Дальнейшее развитие тренажёра позволило интегрировать бортовую (для отработки действий экипажа) и наземную (для операторов наземных групп в центрах управления полетом) части тренажёра. Наземная часть тренажёра имеет интерфейс с динамическими моделями основных телеметрических форматов, которые используются при аварийном реагировании, уникальными для каждого центра управления.

Данные с тренажёра распределяются через бортовой и наземный серверы. При проведении тренировки экипаж перемещается по реальному объекту, выполняет предписанные действия на виртуальных пультах тренажёра и ведет радиообмен как в реальной ситуации. Используемая методика проведения бортовых тренировок позволяет восстановить концептуальную модель и отработать последовательность действий при аварийных ситуациях с различными начальными условиями.