ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЛИКА КОМБИНИРОВАННОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЛИКА КОМБИНИРОВАННОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЛЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

© Е.Ю.Гришина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2014 г.

Как показывает опыт военных конфликтов последних лет, проведение военных операций и боевых действий отличается широким размахом, высокой динамичностью и решительностью целей. Такая тенденция неизбежно будет усиливаться, что требует создания соответствующих условий и средств. В данных условиях резко возрастает значение мобильности войск, что обеспечивается при помощи воздушных перевозок. Сегодня данная задача решается применением самолётов военно-транспортной авиации.

Одним из направлений решения задачи повышения мобильности отечественных Вооруженных Сил может явиться создание и использование комбинированных летательных аппаратов (КЛА) на базе дирижаблей и самолётов вертикального взлета и посадки. Особый интерес представляют КЛА, у которых конструктивно соединены воедино жёсткая оболочка дирижабля, несущее крыло и силовая установка. Основными достоинствами КЛА являются большая грузоподъёмность, точечный взлёт и посадка, что не требует дорогостоящих взлётно-посадочных полос (ВПП) больших размеров.

КЛА использует и аэростатическую силу оболочки, и несущие свойства крыла, и тягу силовой установки. В этом случае аэростатическая сила дирижабля будет нести не полезную нагрузку, а массу крыла и часть массы силовой установки, масса которых равна массе полезной нагрузки.

Таким образом, КЛА является гибридом самолёта вертикального взлёта и посадки и дирижабля, играющего роль несущего фюзеляжа. На режимах взлёта и посадки полезную нагрузку и топливо поднимает вертикальная составляющая силы тяги двигателей, а в полёте их полностью несёт крыло.

В работе на основе методов формирования облика, разработанных в ВВИА им. Н.Е. Жуковского и МАИ, показано, как по требуемым значениям параметров облика проводится анализ рациональных тактико-технических характеристик КЛА. Приводятся результаты исследований по влиянию параметров облика КЛА на его проектные параметры.