ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

© Ю.Н.Макаров, А.В.Головко, А.И.Рудев, Э.Г.Семененко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2014 г.

Проблемы развития международно-космического права обусловлены активным развитием и ростом числа участников космической деятельности (КД), коммерциализацией КД с целью нейтрализации угроз, связанных с ростом фактора космического мусора, с развитием деятельности по предотвращению столкновений космических аппаратов (КА), ростом потребностей в очистке околоземного космического пространства (ОКП) от нефункционирующих КА, введением правил Кодекса поведения в космосе, что требует актуализации деятельности в области обеспечения безопасности и устойчивого развития КД в ОКП, путем создания соответствующих технологий, методов и средств нейтрализации угроз, развития международно-правового обеспечения.

Оценка состояния действующего международно-космического права показывает, что в основополагающих документах не отражены необходимые в современных условиях требования, правовые механизмы, обеспечивающие безопасное и устойчивое осуществление КД в долгосрочной перспективе.

В этой связи Комитетом ООН по космосу развёрнуты работы по развитию на научно-техническом и юридическом уровнях требований, направленных на предотвращение техногенного засорения ОКП, на формирование системы предотвращения столкновений КА, по «очистке» ОКП от нефункционирующих космических объектов и фрагментов космического мусора, на развитие средств международных систем передачи данных и обмена информацией операторов КД, а также реализации мероприятий по обеспечению транспарентности и мер доверия в КД и др.

По оценкам специалистов решение проблемы обеспечения устойчивого развития КД требует комплексного применения широкого спектра сложных научно-технических, юридических, международно-правовых и организационных средств по нейтрализации нарастающих угроз и вызовов КД в ОКП.

В настоящее время Комитетом ООН по космосу создана Рабочая группа по исследованию проблемы обеспечения долгосрочного устойчивого развития КД с участием экспертов, деятельность которой направлена на разработку системы Руководящих принципов по обеспечению безопасности и устойчивого развития КД.

Российская Федерация выступила с рядом международных организационно-правовых, научно-технических и юридических инициатив, направленных на нейтрализацию угроз и снижение уровня опасностей КД в ОКП в ближайшей и долгосрочной перспективах, на создание Международного института обеспечения безопасности и долгосрочного устойчивого развития КД в ОКП, предусматривающего решение на первом этапе задач мониторинга и информационного обмена данными об уровне безопасности КД и оценки космической обстановки.

В последнее время особую значимость в рамках действующего международного космического права (МКП) приобрели научно-технические и правовые вопросы, связанные с удалением нефункционирующих космических объектов из ОКП, установлением международных правил поведения в КД в форме Кодекса поведения в космическом пространстве, реализация которых лежит в плоскости МКП и требует фундаментального юридического обоснования процедур по очистке ОКП от космического мусора.

В условиях обостряющейся геополитической обстановки особую значимость приобрели проблемы недопущения создания и условий для развития милитаризации и гонки вооружений в космосе, предотвращения скрытого накапливания государствами военно-космического потенциала на основе развивающихся космических технологий нового поколения (дозаправка в космосе, ремонт на орбите) и космических объектов двойного назначения.

Приоритетными должны стать меры по продвижению Договора по предотвращению размещения космического оружия в космосе, по недопущению военно-космических конфликтов в ОКП на основе Кодекса поведения в КД.

Особое внимание должно быть уделено сегодня проблемам предотвращения скрытного создания космическими державами военно-космического потенциала на основе технологий и космических объектов двойного назначения, что затрудняет контроль накапливания военно-космического потенциала государств.

В рамках МКП отсутствуют правовые механизмы, которые ограничивают скрытное накапливание космическими державами военно-космического потенциала под видом создания сервисных КА двойного назначения (КА-телеоператоры по дозаправке и ремонту КА, очистке космического пространства от космического мусора и др.).

В частности, неконтролируемость с точки зрения военно-космических возможностей активно развивающегося нового направления по созданию государствами космических средств орбитального обслуживания нового поколения в сочетании с использованием технологии малых космических аппаратов ведёт к накапливанию военно-космического потенциала.

В условиях новой фазы космической политики Комитета ООН по космосу целостная система на основе Руководящих принципов обеспечения долговременной устойчивости КД в космическом пространстве должна предусматривать:

– укрепление действующего международно-правового режима с позиции обеспечения безопасности и устойчивого развития КД с учётом интересов Российской Федерации;

– создание международной службы и расширение международного сотрудничества государств в области создания единой системы мониторинга, оценки и прогнозирования развития космической обстановки и проведения космических операций по предотвращению опасных ситуаций в ОКП;

– совершенствование и развитие международного механизма осуществления информационного взаимодействия по вопросам контроля безопасности КД по всему спектру угроз.