ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ Ж.Ж. РУССО И К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ Ж.Ж. РУССО И К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© И.В.Иванова, С.А.Кошкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

В начале 18 века педагог-гуманист Ж.-Ж. Руссо писал, что в педагогическом образовании недостаёт такого важнейшего фактора, как природосообразность, то есть соответствие человека своей изначальной природе. Основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков, поэтому организацию образовательного процесса необходимо строить на основе изучения природы ребенка, его особенностей. Познание окружающего мира должно соответствовать «человеческой природе» и происходить «естественным путем» по трем ступеням: первая — господства ощущений, вторая — памяти, третья — разума. Ребенку должна быть предоставлена возможность для проявления активности и самостоятельности в познании мира; естественным является воспитание в семье и коллективе.

Жан-Жак Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж.Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Природосообразное нравственное воспитание, по словам философа, должно решать задачу воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. В конечном итоге нравственное воспитание призвано научить ребенка любить всех людей. В систему моральных ценностей Ж.-Ж. Руссо включал понятия нравственной истины, свободы, равенства и добра. Великий дидакт попытался раскрыть сущность личности. Ведущей чертой личности он считал врожденную, природную доброту человека.

Взгляды ученого нашли свое продолжение в идеях великого педагога К.Э. Циолковского.

К.Э. Циолковский считал, что в самом человеке кроется основной источник зла и страданий, в двойственности его природы, в биологически и социально предопределенной внутренней борьбы добра и зла. С одной стороны, низменные, животные страсти, приносящие человеку страдания, с другой, изначально заложенные в человеке стремление к познанию себя и окружающего мира, к самореализации и самосозиданию, к активному участию в разумном, гармоничном преобразовании мира. Кто победит в этой внутренней борьбе во многом зависит, по глубокому убеждению К.Э. Циолковского, от воспитания и образования человека.

Ученый советовал с раннего детства развивать «полезные» и подавлять у учащихся «дурные» наклонности, устранения всех поводов для их проявления.

К.Э. Циолковский много думал о внутренней психической природе человека, о том, как научиться управлять заложенной в ней энергией, «переключать» дурные свойства на полезные для общества и самого человека. Этому он посвятил значительную часть своих работ, таких как «Нирвана», «Ум и страсти», «Свойства человека» и др.

К.Э. Циолковский обращается к историческому опыту человечества, анализирует процесс возникновения тех или иных свойств на разных стадиях развития человеческого общества, пытаясь проникнуть вглубь этого процесса.

В высказывании педагога проявляется его глубокое знание психики ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей, проявляется стремление К.Э. Циолковского к тому, чтобы «без насилия над природой ученика» помочь проявиться свойствам его па¬мяти, мышления, воображения, что естественным образом соотносится с идеями психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности.

К.Э. Циолковский обращал внимание и на возраст учащихся. «Сила восприимчи¬вости, — писал он, — зависит так же от возраста. Молодые годы наиболее восприимчивы. На этом основано воспитание в молодом возрасте...».

К.Э. Циолковский глубоко верил, что наступит время, когда изменятся взгляды на образование, когда человек будет воспитываться как «гражданин Вселенной», проявляющий заботу о своем «большом доме» — Вселенной, о собственном совершенствовании и развитии. Знание должно «научить жить», задуматься над проблемами бытия и смысла жизни, подходить к их решению с космической точки зрения, так как цель жизни, по Циолковскому, заключается в «устранения всякого зла на Земле».

Несмотря на то, что принцип природосообразности был сформулирован ещё несколько веков назад, сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран, внедряя его элементы в современную систему обучения и воспитания подрастающего поколения.