СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УМЕНЬШЕНИЯ РИСКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ
© В.В.Зуева, С.С.Корунов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2014 г.
Программы, реализуемые в космической сфере деятельности, являются, как правило, долгосрочными и ресурсоемкими проектами. В связи с этим их осуществление неизбежно сопряжено со значительными рисками на всех этапах действия программы в целом или отдельных её составляющих. Отсюда логично вытекает необходимость решения задачи уменьшения рисков и минимизации их последствий в случае возникновения.
В настоящее время существует значительное количество рисков государственного заказчика как в общественном хозяйстве в целом, так и в ракетно-космической отрасли в частности. Можно выделить основные риски, присущие практически всем наукоемким и дорогостоящим проектам. Кроме политических и технических рисков следует упомянуть маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.
Риски несоблюдения графика и превышения бюджета проекта могут возникать как по объективным (например, изменения в законодательстве), так и по субъективным (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта) причинам. Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки, аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.
Маркетинговый риск это риск недополучения эффекта в результате снижения объёма реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства инвестиционных проектов. Причиной его возникновения может быть излишне оптимистическая оценка объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой стратегии возникают главным образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности рынка или неправильного ценообразования.
К общеэкономическим рискам относятся риски, связанные с внешними по отношению к государственному заказчику факторами (риски изменения курсов валют и процентных ставок, усиления или ослабления инфляции). К таким рискам можно также отнести риск увеличения конкуренции в данном сегменте рынка и риск выхода на рынок новых игроков. Данный тип рисков возможен как для отдельных проектов и программ, так и для отрасли в целом. Оценка рисков производится в процессе планирования проекта и включает качественный и количественный анализ. Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Количественный анализ рисков необходим для того, чтобы оценить, каким образом наиболее значимые рисковые факторы могут повлиять на показатели эффективности проекта или программы.
Законодательно минимизация рисков государственного заказчика при реализации космических программ и проектов основывается Федеральном законе от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С учетом специфики ракетно-космической отрасли уменьшению рисков реализации проектов и программ также способствует возможность заключения контрактов жизненного цикла, охватывающих все стадии реализации проекта, включая закупку товара, его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию.