СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
© Т.Е.Курина, О.В.Смирнова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.
Туристическая индустрия в настоящее время является одной из наиболее интенсивно и эффективно развивающихся отраслей и сфер социальной активности в мире. Число разновидностей туризма растет. На этом фоне всё большее внимание привлекает космический туризм, который связан с полётами людей в космос на околоземную орбиту, по суборбитальным траекториям и т.д. в развлекательных или научно-исследовательских целях, которые оплачиваются из частных средств.
Рассмотрим становление космического туризма, его основные социально-гуманитарные аспекты. Официально первым космическим туристом считается гражданин США Деннис Тито (2001 г., 20 млн $), вторым — гражданин США и ЮАР Марк Шаттлворт (2002 г., 20 млн $), третьим — гражданин США Грегори Олсен (2005 г., 20 млн $), четвертым — гражданка США и Ирана Ануше Ансари (2006 г., 20 млн $), пятым и седьмым — гражданин США и Венгрии Чарлз Симони (2007 г. и 2009 г., по 35 млн $), шестым — гражданин США и Великобритании Ричард Гэрриот (2008 г., 30 млн $), восьмым — гражданин Канады Ги Лалиберте (2009 г., 35 млн $). Они совершили космические полеты на околоземную орбиту на орбитальную станцию (ОС) «Мир» (Россия) или Международную космическую станцию (МКС).
После прекращения существования ОС «Мир» (в 2001 г.) полеты туристов в космос осуществляются и возможны на российских космических кораблях «Союз» на российский сегмент МКС.
Организацией всех этих туристических полётов в космос занимались Роскосмос и сотрудничающая с ним Space Adventures. Подготовка космических туристов ведётся в Звёздном городке. Россия — единственная страна, которая предлагает и реализует полёты туристов на МКС. Стоимость тура высока и растёт (от 40 млн $). Есть и новая услуга: выход космического туриста в открытый космос (15 млн $). В услуги космического туризма входят экскурсии по Звёздному городку, участие в испытаниях на центрифуге, получение представлений о работе в открытом космосе при погружении в бассейн гидролаборатории и ощущений невесомости в «летающей лаборатории» ИЛ-76, упражнения на многочисленных космических тренажерах, участие в программе выживания на земле и море.
Возможности космического туризма еще в 1986 г. обсуждались на Международном конгрессе по астронавтике, где был представлен доклад «Вероятные экономические последствия развития космического туризма», вызвавший живой интерес. Именно эта проблематика является до сих пор центральной при обсуждении перспектив космического туризма. В 2002 г. в Вашингтоне состоялась конференция по кругосветным путешествиям, где представители НАСА заявили о приближении эры массового космического туризма.
Космический туризм имеет откровенно выраженный коммерческий характер. На начальном этапе использовались инфраструктура, возможности, ресурсы государственных пилотируемых космических систем, программ и полетов, что вызывало обоснованную критику со стороны профессионалов и общества.
В настоящее время в мире происходит формирование и становление автономной коммерческой, организационной и технической инфраструктуры космического туризма, включая создание специальных пилотируемых объектов и космопортов. Японские фирмы серьёзно работают над обеспечением безопасности космических туристов и конструированием надежного многоразового челнока. Совместное предприятие при российской Ракетно-космической корпорации «Энергия» ведёт разработку орбитальной «Коммерческой космической станции», а в Шереметьево открыт первый в мире Центр психологической подготовки космотуристов. Активно резервируются-продаются туры для суборбитальных полетов (приобретено несколько сотен туров, стоимость одного около 200 тыс. $), в ближайшие годы такие полёты должны начаться и затем стать регулярными и массовыми. В России продажа билетов на суборбитальные полеты туристов началась с 2008 г. Британская компания Excalibur Almaz объявила, что с 2015 г. планирует начать туристические космические полеты с облётом Луны, Рочестерский технологический университет США начал осуществлять выпуск специалистов по космическому туризму.
В связи с проблемами и перспективами развития космического туризма можно выделить основные социально-гуманитарные аспекты.
1) «Правила игры» для космического туризма, правовой статус космических туристов как участников космических полетов, включая обеспечение безопасности и др.
2) Социальный статус космического туриста, в том числе соотношение со статусом профессионального космонавта/астронавта.
3) Взаимоотношения космических туристов с профессионалами в сообществе космонавтов.
4) Морально-этические ограничения и коллизии, связанные с элитарностью космических туристов, чрезвычайно высокой стоимостью туров и возможными социальными и личностными конфликтами с другими людьми.
5) Социально-экономические отношения, связанные с космическим туризмом.
В докладе дается краткий анализ этих аспектов.