СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ФИЛОСОФСКОГО ТВОРЧЕСТВА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.

Наличие философской проблематики в творчестве К.Э. Циолковского в настоящее время никем не оспаривается. Однако точкой отсчёта систематических исследований данного ракурса его теоретической деятельности можно считать 1974 г., когда в рамках Научных Чтений памяти К.Э. Циолковского (IX Чтения) оформилась специальная секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». Довольно быстро проблематика её заседаний расширилась, включив в себя широкий круг социально-гуманитарных вопросов. В течение последующих двадцати лет, прежде всего в рамках Чтений, сформировался тематический диапазон философских проблем, связанных с идеями К.Э. Циолковского, включающий в себя оригинальные исследовательские направления, в рамках которых обосновывались нетривиальные выводы. К их числу, прежде всего, можно отнести:

– возможность существования «космической философии», её суть, принципы и модификации;

– «русский космизм» как особое направление в русской философии, сформировавшееся во второй половины XIX в., его течения и представители;

– аксиологическая составляющая космической деятельности и преобразований в космосе;

– совершенствование современной картины мира с учётом его космических масштабов;

– космическая цивилизация, её признаки и возможность существования;

– глобальные проблемы человечества в свете космической перспективы его развития;

– антропный принцип, самым непосредственным образом связанный с космической философией;

– проблема бессмертия, жизни и смерти;

– религиозно-мистические мотивы в творчестве К.Э. Циолковского и русских космистов;

– возможность существования космической этики.

Следующее двадцатилетие, к сожалению, этот список не увеличило, а скорее всего законсервировало. Причём, как показывает анализ содержания значительного числа появляющихся работ, чем чаще привлекались при этом ссылки на имя К.Э. Циолковского, тем декларативнее звучали многие утверждения. Остановимся на тех сложных и нередко негативных тенденциях, которые стали очевидными на сегодняшний день при изучении философского творчества К.Э. Циолковского.

Вот их далеко неполный перечень:

– чрезвычайно приблизительные или полностью отсутствующие попытки установить связь тех или иных идей К.Э. Циолковского с историческими обстоятельствами, состоянием науки и тематикой основных дискуссий в творческой среде во времена их формирования;

– рассмотрение философских идей калужского мыслителя как типичного представителя русского космизма, однопорядкового в ряду других последователей данного направления;

– трактовка терминологии, используемой К.Э. Циолковским, в вариациях её современного (или академического) звучания, а отдельных высказываний (нередко случайных и спонтанных) — как аргументированных выводов;

– полное игнорирование научно-дискуссионной жизни России и мира в конце XIX — начале XX вв., в которой К.Э. Циолковский принимал самое активное участие;

– стремление авторов работ представить мыслителя единомышленником, последователем своих собственных пристрастий и философских ориентаций в качестве религиозного мыслителя, убежденного мистика, теософа, внеконфессионального христианина, неосознанного последователя авторских (а не его) теоретических кумиров (Н.Ф. Фёдорова, К.Г. Юнга, Л.Н. Толстого и др.);

– обращение к философской проблематике, тем более историко-философского плана, профессионально мало подготовленных авторов, уверенных, что их осведомленность (иногда достаточно высокая) в других областях теоретического знания компенсирует философское невежество и неумение работать с философской проблематикой;

– издание сборников статей К.Э. Циолковского без указания составителей, без научных и философских комментариев, без исправления авторских опечаток и учёта его пожеланий, но в сопровождении статей, в которых излагается частное мнение написавших их людей, как правило, без какой-либо аргументации, которая подменяется чрезвычайно изобильным цитированием (а это иллюстрации, а не аргументы);

– защита диссертаций, где ни научный руководитель, ни официальные оппоненты никогда не исследовали творчество К.Э. Циолковского, где диссертант строит всё своё изложение на базе вольных трактовок отдельных высказываний учёного, взятых из единственного попавшего ему в руки сборника трудов К.Э. Циолковского (например, кандидатская диссертация О.Г. Садиковой).

В настоящее время философское творчество К.Э. Циолковского ждёт своих современных культурных, образованных, профессиональных, трудолюбивых исследователей.