СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ
© Е.В.Барыбина, А.А.Меденков, Т.Б.Нестерович
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2014 г.
Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины считается колыбелью отечественной космической биологии и медицины. В этом институте осуществлялась подготовка первых пилотируемых космических полетов. Полет Ю.А. Гагарина продемонстрировал мировой уровень развития отечественной авиакосмической медицины. Между тем, в институте развивалась и авиационная инженерная психология, зародилась и встала на ноги эргономика, обеспечившая методологически и организационно учёт психофизиологических характеристик и возможностей человека при разработке и эксплуатации авиационной и космической техники. Становление системы инженерно-психологического проектирования связано с созданием в институте в марте 1967 г. отдела разработки психофизиологических рекомендаций к системам управления, индикации и сигнализации. В его состав входили лаборатория исследований авиационных систем пилотирования, индикации и сигнализации и лаборатория психофизиологического изучения деятельности космонавтов. Задачей отдела стало проектирование деятельности лётчиков и космонавтов на основе психофизиологического анализа её содержания и учёта психофизиологических характеристик и возможностей человека по переработке информации. Были разработаны принципы и методы инженерно-психологической оценки систем управления, индикации, сигнализации и органов управления и медико-технические требования к средствам, условиям и содержанию деятельности.
Проводились эксперименты по изучению содержания и структуры информационной подготовки и принятия решений лётчиком и штурманом и преобразованию информации в процессах перекодирования, подготовки умозаключений и репродуктивного мышления. В лётных экспериментах изучались психофизиологические особенности пространственной ориентировки и распознавания наземных целей в маловысотном полете, разрабатывались рекомендации по обнаружению и идентификации объектов с больших высот с помощью оптических средств наблюдения. Проводились исследования по обоснованию вида отображения информации на тактическом бортовом индикаторе. Обосновывались методы психологического моделирования полётных ситуаций и совершенствования индикаторов пространственного положения самолета. Определялись психофизиологические особенности решения пилотажных, прицельных, разведывательных, навигационно-тактических и других задач. Исследовались психофизиологическая структура деятельности лётчика при различной организации информационного обеспечения и механизмы актуализации знаний и способов действий при неожиданных ситуациях в полёте, особенности распределения и переключения внимания лётчика и его психофизиологические резервы при различной степени автоматизации управления самолётом. По результатам лётных и стендовых экспериментов обосновывались требования к автопилотам, директорным системам захода на посадку и аварийной сигнализации.
Сотрудники отдела изучали психофизиологические особенности деятельности космонавтов и их двигательной активности в интересах разработки средств, инструментов и устройств передвижения в открытом космосе. Оценивались циклограммы деятельности космонавтов и обосновывались рекомендации по распределению времени на решение различных задач. Разрабатывались методы оценки и прогноза эффективности профессиональной деятельности лётчиков и космонавтов и положения их профессионального психологического отбора. Создавалась аппаратура для исследования особенностей восприятия информации при изменении времени её экспозиции. Изучалась психофизиологическая структура переработки информации различной модальности. Разрабатывались методы подготовки космонавтов к обнаружению и распознаванию объектов на фоне звёздного неба. Разрабатывались принципы и средства активного отдыха экипажей при осуществлении пилотируемых космических полетов.
Отдел занимался разработкой методов и средств комплексного учета психофизиологических характеристик и возможностей человека при создании и эксплуатации авиационной и космической техники и был головным подразделением в институте по созданию и внедрению системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации вооружения и военной техники. Его сотрудники обеспечивали проведение заседаний Межведомственного координационного совета по эргономике и Координационного научно-технического совета по эргономике Военно-воздушных сил.
Инженерно-психологические разработки были важной составляющей обеспечения профессиональной надежности лётного состава и космонавтов. Использование отечественного опыта проведения таких разработок в интересах создания авиакосмической техники нового поколении отвечает современным потребностям инновационного развития авиации и космонавтики.