ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФСКИХ (ОНТОЛОГИЧЕСКИХ) ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

© В.П.Бровяков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2014 г.

Онтология это учение о Бытии, о сущем, всеобщем как таковом. В своей работе «Воля Вселенной» К.Э. Циолковский писал «Мир всегда существовал. Настоящая материя и ее атомы есть беспредельно сложный продукт другой более простой материи» (К.Э. Циолковский Воля Вселенной. Алма-Ата, ЭЛМА, 1992. С. 12).

В философии Бытие представляет собой категорию, обозначающую реальность, существующую объективно. Она обладает различными уровнями реализации и особенно богата в сфере естественного своего существования: органическая и неорганическая природа, биосфера, межпланетная и межгалактическая среда, метагалактика, Вселенная и др.

В своей работе «Причина космоса» К.Э. Циолковский, рассуждая о причинах, породивших космос (Бытие), и о нашем поведении по отношению к нему, сделал ряд выводов: «Первый вывод: удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие» (К.Э. Циолковский. Космическая философия. М., УРСС, 2001. С. 298). В другой работе «Монизм вселенной» он писал: «Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего неясного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, то есть математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений»; «Я — чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи»; «Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей солнечной системе. Посетят и изучат все её планеты»; «После заселения нашей солнечной системы начнут заселяться иные солнечные системы нашего млечного пути»; «Нельзя отрицать единство или некоторое однообразие в строении и образовании Вселенной: единство материи, света, тяжести жизни и т. д.» (К.Э. Циолковский. Космическая философия. М., УРСС, 2001. С. 272, 273, 280, 281, 286).

Философия на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» отвечает: «Да, обладает». К.Э. Циолковский придерживался того же мнения. Это монистическая позиция. В Монизме определяется и утверждается единое сущностное свойство бытия, его основание и источник всех изменений, которое называется субстанцией. Выделяют два уровня бытия: потенциальное бытие, уровень существования в возможности; актуальное бытие, уровень существования в действительности. Свойства бытия представлены пространством, временем, движением, энергией, жизнью.

В связи с категориями пространства и времени возникают вопросы:

– они есть неотъемлемые характеристики бытия или связаны лишь с нашим сознанием?;

– каковы свойства пространства и времени?;

– они изменяются или нет?

Отвечая на первый вопрос, философия может опираться на теорию относительности Эйнштейна, по которой пространство и время есть объективные свойства бытия, это формы существования материи, не зависящие от сознания. Материя включает в себя актуально и потенциально сознание. Природа может существовать без наличия сознания, а духовное не существует вне природы, вне материи.

Гелиоцентрическая картина мира Н. Коперника позволила задуматься о роли, месте человека в космическом пространстве и возможностях космических путешествий. И это заставило человека отказаться от звания «царя природы». Философия способствовала пониманию космоса, метагалактики, Вселенной, людей. Она поставила перед ними вопрос: что они хотят получить в процессе космических путешествий, что познать? Как изменится человек в процессе таких путешествий? Какие люди будут жить в будущем? При этом нам важно ощущать себя предшественниками людей будущего и участниками нарастающего процесса познания и освоения космоса, в том числе в реальных космических путешествиях.

Предстоит исследовать философские аспекты, связанные с космическими путешествиями людей, включая возможное развитие космического туризма.