ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА САМОРАЗВИТИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА САМОРАЗВИТИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2014 г.

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития учащихся, призванная обеспечить достижение результатов и эффектов в личностном, социальном и интеллектуальном развитии ребенка.

Важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития.

По словам отечественных психологов Г. А. Цукерман, Б.М. Мастерова, «проблема саморазвития буквально ворвалась в современное педагогическое сознание».

В качестве одного из условий, способного обеспечить саморазвитие учащихся, в современной образовательной практике выступает внеурочная деятельность, которой сегодня отведена особая роль в развитии и воспитании подрастающего поколения.

Идеи саморазвития личности рельефно представлены в трудах ученых-космистов, в частности, представителей русского космизма, которые акцентируют роль саморазвития личности в судьбе человека. Идеями саморазвития, самоактуализации и самосовершенствования личности пропитана вся антропоцентрическая концепция воспитания, созданная К.Э. Циолковским. Во имя воспитания «совершенного» человека, «...проникнутого высшими идеями, ведущими всех людей к счастью», ученый пытался осветить проблему человека со всех точек зрения. Созданная ученым «космическая педагогика» является мировоззренческим синтезом его «космических идей». Вершиной русского космизма выступает космическая философия Циолковского, ее цель — раскрыть смысл человеческой жизни, перспективы человечества на пути в космос, к достижению «совершенного и прекрасного» будущего.

Н.А. Сетницкий, размышляя о совершенствовании личности, пишет: «Есть идеал конечного совершенства, есть идеал бесконечного совершенствования, оба они зиждутся на некоторых предпосылках, определяющих существо человеческого действия и человеческой мысли». Другими словами, за человеческой мыслью признается способность создать образ и план совершенной жизни, деятельности и существования. Исходя из слов ученого, можно прийти к выводу, что при всех своих достижениях на разных стадиях саморазвития всегда будут продуцироваться цели максимально возможного самосовершенствования, что с получением каждого нового опыта личностного роста будет приближать человека к достижению идеала совершенствования, а он, в свою очередь, становиться более недостигаемым, в силу усовершенствования.

К.Э. Циолковский не вдается в крайности биологизации человека, что позволяет ему подробно рассматривать социальную сущность человека — его взаимосвязи в семье, в общественной жизни, в трудовой деятельности. Педагог-космист подчеркивает взаимосвязь воспитания человека с изменением социальной среды, общественного строя. Oн отмечает: «Каковы свойства человека — таково и социальное устройство» и изменить его к лучшему можно только в том случае, если мы научимся с помощью воспитания «подавлять дурные и развивать наиболее полезные для всего человечества свойства».

Цель семьи и школы, смысл образования, как отмечал К.Э. Циолковский, заключается не только в том, чтобы «научить жить», то есть получить необходимые для этого знания, умения и навыки, чтобы удовлетворить свои потребности, но и подходить с «высшей», космической точки зрения к решению указанных педагогических проблем. Нужно всеми доступными способами подвести человека к осознанию себя разумной частью окружающего мира, в плане проявления заботы о нем, к пониманию смысла жизни — «сверхцели», связанной с освоением космического пространства для создания как на Земле, так и в космосе необходимых условий для счастливой жизни каждого.

Как видим, многие идеи К.Э. Циолковского в отношении образования «совершенного человека» согласуются с современными взглядами ученых по вопросам организации внеурочной деятельности и саморазвития личности (проблемы индивидуального подхода к развитию ребенка, учета индивидуально-психологических и возрастных особенностей, определение роли семьи и школы в становлении процессов самости и др.). Созданная ученым антропокосмическая концепция педагогики раскрывает цели, пути и средства воспитания «совершенного человека», «гражданина Вселенной», обладающего нравственными качествами и «высшим» разумом. «Космическая педагогика» Циолковского представляет для современности большой интерес в плане проектирования и реализации внеурочной деятельности и психолого-педагогического сопровождения подрастающего поколения.

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 14-16-40007а(р)).