35 ЛЕТ ПЕРВОМУ ОГНЕВОМУ ИСПЫТАНИЮ ДВИГАТЕЛЯ РД-170

35 ЛЕТ ПЕРВОМУ ОГНЕВОМУ ИСПЫТАНИЮ ДВИГАТЕЛЯ РД-170

© В.С.Судаков, С.А.Колинова, Н.В.Выгузова, А.П.Сударченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.

25 августа 1980 г. на стенде НПО Энергомаш в Химках было проведено первое огневое испытание полноразмерного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) РД-170/171. Оно продолжалось всего 4,4 с, но именно это испытание открыло путь к полномасштабной отработке двигателей, которые остаются и сегодня самыми мощными в мире ЖРД, а также являются основой для последующего создания семей-ства высоконадежных, совершенных кислородно-керосиновых ЖРД.

Разработка этих ЖРД началась в середине 1970-х годов, а офи-циальные Постановления Правительства о разработке многоразовой космической системы, а затем РН «Зенит» были приняты в феврале и марте 1976 г.

Испытания шли очень тяжело, так, из первых 20 испытаний пять было аварийными, из первых 50 — десять. Но, тем не менее, уже 9 июня 1981 г. было проведено полноресурсное испытание двигателя (150 с) на режиме с тягой 600 тс, а через год, в июне 1982 г., - первое огневое испытание двигателя в составе ступени ракеты-носителя. К сожалению, это испытание закончилось аварией из-за возгорания тур-бины ТНА через 5,7 с после включения двигателя. Авария привела к сильному пожару на стенде, что надолго вывело его из строя. Огром-ную и трудоемкую работу провели специалисты предприятия с уча-стием сотрудников многочисленных отраслевых организаций и пред-приятий, организаций АН СССР для разработки разнообразных меро-приятий по двигателю, в первую очередь по повышению стойкости к возгораниям и живучести двигателя. С декабря 1984 г. была проведена серия успешных стендовых огневых испытаний двигателей в составе ступени ракеты.

Первое летное испытание двигателя РД-171 в составе РН «Зе-нит» было осуществлено 13 апреля 1985 г. Официально этап отработки двигателя для РН «Зенит» был завершен в 1986 года после проведения успешных межведомственных испытаний (МВИ), подтвердивших пригодность его для одноразового использования в составе РН «Зенит».

Параллельно продолжалась отработка двигателя РД-170, кото-рый предназначался для десятикратного полетного использования в составе блоков А РН «Энергия». 15 мая 1987 г. успешно прошло пер-вое летное испытание РН «Энергия», 15 ноября 1988 года — второе. В 1990 г. двигатели РД-170 выдержали МВИ на четырехкратное полет-ное использование, в 1992 г. — на десятикратное. Но, как мы знаем, с распадом СССР эксплуатация МРКС «Энергия-Буран» была прекра-щена.

Эксплуатация двигателей РД-171 продолжалась, хотя и с опре-деленными перерывами. В конце 1990-х годов поставки этих двигате-лей выполнялись для программы «Морской старт», которые дорабатывались из двигателей РД-170, ранее изготовленных для РН «Энергия». В начале 2000-х годов была разработана модификация этого двигателя — двигатель РД-171М с повышенной надежностью, который и изготавливался на НПО Энергомаш до 2014 г. На стендах НПО Энергомаш было проведено свыше 1000 огневых испытаний двигателей РД-170/171.

Создание двигателей РД-170/171 явилось, по сути, техническим прорывом. Были созданы надежные ЖРД не только с самой большой в мире тягой, но и наиболее эффективные благодаря высокому уровню освоенных параметров.

Создание этих двигателей открыло дорогу для разработки бо-лее совершенных модификаций ЖРД этого семейства кислородно-керосиновых двигателей, таких как РД-180 для РН «Атлас 5», РД-191 для семейства РН «Ангара», РД-181 для РН «Антарес» и других.