АЗЫ НАУКИ ПОСТИГАЕМ В ШКОЛЕ
© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.
Наш великий земляк К.Э. Циолковский проложил дорогу в космос. С раннего детства он занимался самообразованием, постигал основы наук. Когда он работал в школе учителем математики и физики, он находил время выдвигать гипотезы, заниматься ракето-моделированием. В небольшом домике на берегу Оки у него возникли гениальные идеи о полете человека в космос. Его мечты стали сегодня реальностью.
Меняются времена, меняются люди. Современная система образования способствует тому, что учащиеся могут заниматься основами научной работы непосредственно в школе. Не все учащиеся проявляют интерес к науке, но этот интерес можно формировать целенаправленно. В каждом человеке заложен большой созидательный потенциал. Еще Сократ писал: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Большой созидательный потенциал может «спать» в течение всей жизни человека, интеллектуальные и творческие способности могут так и не раскрыться даже в глубокой старости.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, часто задают вопросы учителю. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для выполнения этой задачи в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Калуги в 1997 г. было открыто школьное научное общество учащихся. Оно получило название «Альфа Центавра». Название было выбрано коллегиально и поддержано всеми учащимися, членами научного общества.
«Альфа Центавра» — это далекая звезда, но она одна из самых загадочных. Во-первых, она самая близкая и самая красивая из звезд. Во-вторых, звезда двойная, состоящая из двух желтых звездочек. В-третьих, звезда даже тройная, третий компонент немного отстоит от двух желтых звездочек. Название произошло от слова «кентавр» — это существо, причудливым образом сочетающее в себе коня и человека. Это символично, так как и в школьной исследовательской деятельности необходимо сочетание разных качеств.
Торжественное открытие общества было поручено провести выпускникам-одиннадцатиклассникам, которые имели высокие научно-исследовательские результаты.
В том же году была сформулирована цель НОУ: помочь учащимся совершенствовать знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы под руководством учителей, преподавателей ВУЗов и других специалистов.
Эта цель актуальна и сегодня, хотя она и немного изменилась на протяжении всех лет существования школьного научного общества: дать каждому ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и интересов. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников: никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность — пропуск в научное общество.
Какое значение для учащихся имеет школьное научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Но самое главное — создает учащимся ситуацию успеха, Делая первые шаги в науку, учащиеся получают первые значимые результаты.