БУДЕТ ЛИ В РОССИИ ЭКСПЛУАТИРУЕМАЯ КОСМОНАВТИКА?
© А.Т.Тарасов, В.Д.Кусков, Е.Л.Новикова, Д.А.Самсонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2015 г.
«Программу освоения околоземного пространства надо готовить заново», - сказал Александр Книвель в статье «Космическая беспризорщина», опубликованной в газете «Военно-промышленный курьер» №20 за 3–9 июня 2015 г.
Автор этой статьи не сомневается в том, что ближний космос должен обслуживаться авиационно-космическими системами (АКС). Основное их преимущество перед традиционным ракетным способом доставки полезных грузов на околоземную орбиту— многоразовость, сопутствующая высокой технико-экономической эффективности. И другое важное преимущество — возможность стартовать с нескольких точек. К сожалению, в настоящее время АКС развиваются не в России, хотя именно в России это направление возникло и получило развитие («Спираль», МАКС, «Буран»). Но Книвель не упоминает проект академика И.Ф. Образцова многоразового транспортного авиационно-космического комплекса (МТВКА «Космоплан») - системы с горизонтальным стартом и посадкой. Это — основа эксплуатируемого космоса. Не разбираясь в сути дела, ракетчики ответили крайне отрицательным ответом на предложение Образцова, представленное Правительству, утверждая, что единственным средством для полета в космос являются ракеты. Наряду с отрицанием АКС, есть проблемы с интеграцией информационных технологий в наземно-космические системы.
В современной информатизации и связи стратегическим направлением принято обслуживание подвижного объекта (в самом широком понимании) средствами подвижной (сотовой) связи и Internet. Подвижная связь развивается весьма быстрыми и активными темпами. Смена эпох оценивается в ~12 лет.
При таких темпах развития технологий подвижной связи выход сотовых систем на космический уровень при принятой стратегии ракетостроения в России принципиально невозможен ни по срокам реализации, ни по затратам ни по эффективности.
Симбиоз космических развивающихся систем телекоммуникации и связи и средств выведения может быть достигнут только при коренном изменении стратегии построения средств выведения от единственного принятого способа доставки ракетой-носителем на параллельное создание АКС с горизонтальным стартом и посадкой. Такой вид средств активно разрабатывается за рубежом (например, Скайлон).
Главным представляется появление принципиально новой информационной экономики, которая становится базовым компонентом новой формы социальной организации, требующей перехода на более высокий уровень развития технологий и знаний. Происходит то, что характеризуется термином «высокое соприкосновение» общества и технологии. Одно из проявлений высокого соприкосновения — формирование социального (коллективного) интеллекта.
По совокупности закономерностей становления и формирования информационного сообщества России все ожидаемые задачи обслуживания социума будут носить комплексный интеллектуальный характер. При этом интеллектуальные функции целесообразно вносить в рамки информационной системы.
Система ГЛОНИС предназначена для обеспечения на системном уровне функции навигации, связи, управления, дистанционного зондирования Земли, мониторинга природной среды и деятельности человека в единой наземно-космической системе.
Информационное сопряжение космического сегмента ГЛОНИС с постоянно действующими наземными информационными системами определяет чрезвычайно высокие требования надежного функционирования космических аппаратов при их нахождении на орбитах. Это может быть достигнуто только созданием системы эксплуатации многофункциональной наземно-космической системы. Концепция эксплуатируемой системы: многократное использование каждого КА после плановой модернизации и технического обслуживания в наземных условиях; периодичность съема КА с орбиты для модернизации определяется условиями смены эпох систем связи, ориентировочно составляет ~5 лет; система выведения и возврата КА с помощью авиационно-космической системы (АКС) с горизонтальным стартом и посадкой; система эксплуатации АКС, техобслуживания и модернизации КА наилучшим образом реализуется на развитии авиаремонтного завода АРЗ-360 в г. Рязань.
Предлагаемый проект системы ГЛОНИС ориентирован на совокупность отечественных технологий, имеющих начальную проработку. Важным моментом предлагаемого проекта является опережающая разработка теории построения и применения системы.
Современные темпы развития подвижных систем связи очень велики. Если сегодня преобладающим видом сотовой связи является 4G-LTE, то следующая эпоха 5G находится в разработке структуры сигналов. Космический сегмент 5G может состояться только в структуре эксплуатируемой космонавтики, ибо запустить экспериментальный объект, провести испытания и снять его с орбиты для изучения, доработки и, если необходимо, для многократных испытаний не будет стоить затрат, в отличие от использования РН «Ангара». Собственно эксплуатируемая космонавтика должна быть государственной системой, предоставляющей космические услуги для различных космических информационных систем. При такой постановке вопроса негосударственный сектор будет инвестировать средства для ее развития.
В России будет эксплуатируемая космонавтика, если цели и задачи космонавтики будут определяться и решаться на государственном уровне.