ЧЕЛОВЕК В «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Т.Н.Желнина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.
В подавляющем большинстве публикаций отсутствует объек-тивный разбор «космической философии» К.Э. Циолковского. В них игнорируется важный для современного общества вопрос об отноше-нии «космической философии» к христианству. Предлагаемый до-клад — продолжение доклада, прочитанного на XLIX Научных чтениях памяти К.Э. Циолковского и носившего название «Лжехристианские идеи в "космической философии" К.Э. Циолковского». Основная мысль, высказанная тогда, заключалась в характеристике «космической философии» как разновидности оккультного, антихристианского учения. Оккультный характер «космической философии» определяется такими признаками как: отказ принять Библию за источник сверхъестественного откровения; идолопоклонство (поклонение стихиям космоса); мистицизм; натурализм; многобожие.
«Космическая философия» как ничто другое противоположна христианству. Расхождений между ними множество, главное же, как нам представляется, заключается в том, что основу «космической фи-лософии» составляет любимая идея оккультистов — человек возро-дится САМ — без Бога и Христа.
Циолковский оказался удивительно нечувствителен к христиан-скому учению о спасении и вечной жизни. Религиозная проблема предстала для него исключительно подчиненной преодолению страха смерти. При этом, утилизируя христианские слова, он говорил на сво-ем нехристианском языке. Взяв из христианства идеи воскресения и вечности жизни, он стал настаивать на том, что пути, ведущие к ним, лежат не в сфере духовной, но в сфере материальной.
По Циолковскому жизнь вечна, потому что бессмертна материя, человеку вообще не нужно бояться смерти и стремиться к победе над ней, потому что смерти как таковой нет. Отсюда вывод — чтобы вос-креснуть (быть бессмертным), человеку не нужно что-то делать специ-ально. Материальная основа человека — чувствующий «атом» — по-сле прекращения жизненных функций и разрушения тела обязательно переместится в какой-нибудь другой объект природы и рано или позд-но окажется в теле высшего существа, каких во Вселенной множество, и наконец-то испытает подлинное счастье. Циолковский не исключал и возможности того, что «атом» того или иного человека, до того как попасть в его настоящее тело, уже не раз жил жизнью высших су-ществ, совершая вечное путешествие в бесконечных просторах Все-ленной. Вопрос о том, что между прошлыми и будущими жизнями «атома» нет никакой связи, Циолковского вообще не интересовал. Его биологическое понимание человека совершенно исключало понятия души и личности. Человек, как самосущая ценность, в «космической философии» полностью терялся, он рассматривался как автомат, ма-шина, материал, «из которого будет построено общественное здание человечества».
Каждая личная жизнь в мире Циолковского лишена абсолютно-го достоинства. Поэтому у него нельзя найти основ для предпочтения одного образа жизни другому: что лучше — не радоваться, чтобы не страдать, или испытать одну минуту жизни, полной наслаждений, чем провести десятилетия скуки и прозябания. Поэтому основной путь совершенствования человека для Циолковского «искусственный под-бор», посредством которого «плодовитость несовершенных родов должна <…> ослабляться или уничтожаться». Циолковский готов от-казаться даже от всего генофонда, накопленного землянами, если найдется «одна гениальная, даровитая, долголетняя и общественная пара», которая через 300 лет будет способна «своим совершенным потомством вытеснить все несовершенное человечество, если прекра-тить или замедлить его способность размножаться». Мало кто знает, что сочинение «Свойства человека» он писал в качестве учебного по-собия для тех селекционеров будущего, кому доведется «искусствен-ный подбор» претворять в жизнь и выводить породы совершенных людей.
В основе христианства: признание безусловной ценности вся-кой человеческой личности как образа и подобия Божьего, недопусти-мость обращения с человеческой личностью как со средством и оруди-ем, человеческая душа стоит дороже всех царств мира, человек, всегда неповторяемый и индивидуальный, для христианства более первичная и глубокая реальность, чем общество. Как писал Н.А. Бердяев: «Чело-век может и часто должен жертвовать своей жизнью, но не личностью, личность в себе он должен реализовать. <…> Именно личность при-звана к вечной жизни, есть завоевание вечности».
Идеал христианства: воскресение человека в преображенном теле. Такое тело создает дух человека, который любит Бога больше, чем себя и всех ближних, как себя самого. Такой человек свободен от всякого себялюбия. Циолковский отверг обе заповеди Христа, состав-ляющие основу христианства — любовь к Богу больше, чем к себе, и любовь к ближним, как к себе. Он провозгласил любовь к себе боль-шую, чем к другим людям. Отверг он и идею бескорыстного нрав-ственного долга, сочтя единственным мотивом поведения человека стремление к своей пользе. Мир Циолковского состоит из обособлен-ных деятелей, замкнутых в себе.
Циолковский не открыл в христианском догмате троичности бесконечно ценного смысла: Каждое Лицо Святой Троицы не замкнуто в себе, но единодушно с двумя другими Лицами. И наши земные, ограниченные личности, созданные по образу Божию, и все существа в мире до некоторой степени единосущны друг с другом и соучаствуют в жизни друг друга. Бытие мира и человека неосуществимо и немыслимо вне соотнесения всех существ друг с другом. Как писал Н.О. Лосский: «<…> Мир построен Богом так, что все существа как бы включены друг в друга: все имманентно всему, не мешая, однако, относительной самостоятельности друг друга и не нарушая четкой разграниченности всех существ».
Циолковский видел источник зла в пагубных страстях, терзаю-щих плоть. Ему казалось — все зло оттого, что «атом» живет в этом гнусном теле. Христианин видит вину в своей воле, в своем духе, в своем грехе. Тот «образ», который Творец от Себя дал человеку, включает в себя свободу. По слову преподобного Макария Великого: «Как Бог свободен, так свободен и ты, и если захочет человек, делает-ся сыном Божиим или сыном погибели». Основой христианского уче-ния является убеждение, что изначально нравственное зло — гордость и себялюбие. Все остальные формы зла — несовершенство тела, люд-ская вражда, смерть — только последствия изначального зла, причина которого — отрыв от Бога. Поэтому искупление зла возможно только через воссоединение с Богом.
Биологическое миропонимание Циолковского отрицало идеаль-ный аспект мира, и это объясняет, почему он вообще не касался вопро-са о грехе.
Господство над природой Циолковскому было необходимо, чтобы избавить человека, изначально бессмертного, от страданий материальных — бед, лишений, бедности, нужды. Он был уверен, что нашел способ избавить человека и от страданий духовных, сделав его бесстрастным, вплоть до лишения его чувства любви («В идеальном обществе будут искусственным подбором родителей ослаблять стра-сти и, между прочим, любовь»).
«Космическая философия», имеющая своей ключевой концеп-цией идею бессмертного «атома», является религиозным учением. Но поскольку она ставит задачу «искусственным подбором» влиять на среду пребывания «атома», она выступает и религиозной практикой. Сочинения Циолковского, в которых он излагал положения «космиче-ской философии», полны личных исповеданий («я хочу привести вас в восторг»; «мои выводы более утешительны, чем обещания самых жиз-нерадостных религий») и призывов к читателю («если <…> я говорю правду, то она должна быть принята, как вы ее не называйте»; «пойми-те то, что я хочу сказать»). Это уже религиозная проповедь. Тексты «космической философии» не описательные и не теоретические трак-таты, они создавались не для того, чтобы систематизировать какую-то информацию, но для того, чтобы перестроить христианское сознание и склонить человека к общению с космическими силами. «Космическая философия», в конечном счете, это — не искание Бога, а уход от него.