ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НАСЛЕДИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ-КОСМИСТОВ
© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.
Обращение к идеям космического образования является особенно актуальным в свете реализации приоритетных идей модернизации образования в РФ. Философские основы и сущность космического образования, основанного на принципах антропоцентризма, можно представить в общем виде следующими постулатами:
– космизм как принцип, лежащий в основе мировоззрения, позволяет рассматривать всё происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами;
– провозглашение взаимозависимости человека и Космоса, их неразрывности;
– ведущая идея нравственного Всеединства человека, челове-чества и Вселенной;
– рассмотрение духовно-нравственного воспитания как условия взращивания гражданина Вселенной;
– провозглашение человека как существа разумного и созидающего, который выступает во Вселенной как сила, способная на основах разума и нравственности преобразовывать природу и воздействовать на динамику космической эволюции;
– придание личности самосозидающей функции, рассмотрение человека как ключевой единицы саморазвития через познание Вселенной;
– определение творчества и саморазвития в качестве важнейших факторов эволюции, призванных вести мир к совершенству и гармонии,
– придание космической направленности процессу преобра-зования человеком самого себя, своей духовной, нравственной природы;
– провозглашение идеи воспитания детей в духе «всекос-мического единства на основах нравственности»;
– определение в качестве ведущей задачи космического образования создание условий для того, чтобы сделать человека высоко разумным и нравственным, а значит и более совершенным и счастливым.
Педагогические взгляды представителей русского космизма (К.Н Вентцеля, А.В. Сухово-Кобылина, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Ф. Федорова, А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, Н.Г. Холодного, В.Ф. Купревича, А.К. Манеева, Е.Л. Прасоловой и др.), сближает с современными идеями сопровождения саморазвития личности в части:
– рассмотрения личности как самоценности, экзистенциальной сущности;
– придания приоритета в развитии личности самопроцессам (самопознание, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, самопрогнозирование);
– признания ведущей роли в саморазвитии личности формированию духовно-нравственных ценностей, смысло-жизненных ориентаций;
– провозглашения условно-позитивного взгляда на личность, вызывающего необходимость создания благоприятных условий для актуализации и развития потенциальных возможностей человека.
Эти идеи в различных сочетаниях можно найти в современных концепциях личностно-ориентированного образования, развивающего обучения, гуманистического воспитания, сопровождения саморазвития личности.
Современной уникальной образовательной практикой и наследием педагогических идей ученых-космистов, является дополнительное космическое образование, заключающее в себе: а) идеи космического образования; б) вариативность и развивающие возможности дополнительного образования; в) целевую установку на саморазвитие личности и самодвижение в деятельности. Методологической основой дополнительного космического образования является опора на идеи философии антропокосмизма, обращенной к внутренним истокам активности человека, его образу «Я», экзистенциальный подход к пониманию личности
Организаций космического образования в настоящее время насчитывается немного: Боровская ноосферная школа, Новосибирский космический лицей, космическая школа-лицей имени В.Н. Челомея города Байконур, Международная космическая школа, Школа свободного воспитания пос. Черноголовка Московской области, Центр дистанционного образования «Эйдос». Содержание деятельности организаций космического образования построено с учетом реализации идей космического образования. Во многих из них построена система сотрудничества с образовательными организациями разных типов и видов через реализацию инновационных образовательных проектов космической направленности, что позволяет вовлечь большое количество детей в практику общего и дополнительного космического образования.
Особенно отметим деятельность Детско-юношеского центра космического образования (ДЮЦКО) «Галактика» города Калуги, который представляет собой практическое воплощение идей космического образования в сфере дополнительного образования детей. Ведущими задачами деятельности образовательной организации является пропаганда среди школьников знаний о космосе, организация среди них учебно-исследовательской, социально-педагогической, художественной и технический деятельности с целью стимулирования духовно-нравственного роста, развития научно-технического образа мышления, интеллектуального и творческого потенциала. Обучающиеся принимают участие в многочисленных инновационных образовательных проектах, организатором которых является ДЮЦКО «Галактика» в рамках сетевого сотрудничества «школа – ДЮЦКО «Галактика».
Дополнительное космическое образование имеет возможность, обладая ресурсами вариативности в образовании, космической экзистенциальной содержательной и идейной составляющей, создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка и обеспечить возможность самопродвижения в личностном, а затем и в профессиональном плане.