ФИЛОСОФИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ЭСТЕТИКА В.И. ИВАНОВА В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ФИЛОСОФИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ЭСТЕТИКА В.И. ИВАНОВА В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

© А.А.Блискавицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.

Русский космизм сформировался в результате плодотворного взаимовлияния философской, эстетической и естественнонаучной мысли. Вячеслав Иванович Иванов (Вяч. Иванов) являлся символис-том и представителем философско-эстетического, а Константин Эдуардович Циолковский — естественно-научного направления космизма. Сравнение их взглядов позволяет выявить особенности данного течения и осознать феномен русского космизма во всём его многообразии.

Вяч. Иванов верил в возможность преображения мира на основе красоты, которая позволяет художнику прикоснуться к высшему миру и преобразить косную материю. Именно искусству, эстетическим проявлениям он отводил центральную роль. Для К.Э. Циолковского красота космоса также очевидна, но он верил в физическое преображение несовершенного земного мира на основе технического прогресса и овладения человеком силами природы. Для Вяч. Иванова и других русских символистов научный путь познания и преображения действительности был недостаточен. Приведение мира в соответствие с божественным замыслом могло быть реализовано лишь в рамках религиозно-эстетического соборного единения людей в процессе Мистерий.

Проблема единения людей и их организации в деле преображения человечества является центральной для обоих космистов, но понимание ими основ этого единения сильно отличается. Вяч. Иванов придерживается соловьёвской линии в видении соборности: единение людей происходит на религиозно-эстетической основе при сохранении их качеств и индивидуальности, когда каждый участник играет свою роль, как художник-теург, так и простой народ. Происходит великое служение, в котором нет высших и низших. Художник становится органом народной души, он может получить высшее знание и преобразовать его в миф, понятный и доступный народу. Именно слияние в художнике дионисийского и аполлонического начал делает его сопричастным обоим мирам.

К.Э. Циолковский же считал, что должен происходить некоторый искусственный отбор людей, в результате которого выделяются лучшие, осознающие своё космическое предназначение и двигающие рациональную эволюцию. Вяч. Иванов был знаком с подобными идеями и предостерегал от опасностей их реализации. Он описывал, к чему может привести появление такого бездушного муравейника, основанного на иерархии и рациональном построении, — наибольшую предрасположенность к появлениям подобного общества он видел в Германии. В рамках ивановской эстетической парадигмы утилитаризм отторгается, утверждается, что вещный, материальный мир без его творческого одухотворения является завесой, мешающей истинному единению человека с Космосом.

Вяч. Иванов был убеждён, что человечество должно пройти сложный путь, одним и этапов которого станет богоборчество и вера в силы человека, появление сверхчеловека, его возвышение и последующее диалектическое единение с Богом. К.Э. Циолковский не противопоставляет гения-сверхчеловека Богу, а полагает, что его сила и чувствование космоса позволит ему творить в согласии с божественным всеединством (в гармонии с космосом на пути преображения, вплоть до лучистого существования).

Сравнительное исследование позиций двух русских космистов позволяет выявить многие различия в их теоретических построениях, однако необходимо помнить, что оба они — выдающиеся творческие личности, во многом интуитивно познававшие действительность, верящие в свою миссию и личную связь с высшим миром. Оба они не сомневались, что материя является одухотворённой (пусть и потенциально), её можно преобразовать, приближая реализацию высшего замысла. Человек является микрокосмом, он сопричастен высшему миру и способен к сознательному преображению мира земного.