ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
© Н.А.Зыков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.
Вовлеченность человека в космические процессы (иногда — неосознанная) присутствует на протяжении всей истории человечества. Уже древние греки понимали, что во вселенной присутствует гармония (термин «космос» означает «порядок, красота»). Эта тенденция усилилась с началом космической эры человечества, породившей всеобщий энтузиазм, вызванный первыми полетами в космос. В связи с этим вновь проявился интерес к трудам К.Э. Циолковского. Например, в 1968 году, на Международном конгрессе по научной информации в Москве, в докладе В. Кларка «Связь через время и пространство» были проанализированы как научные работы, так и фантастические произведения ученого, а также отмечалось, что многие его идеи еще ждут реализации или уже воплощаются нашими современниками в жизнь.
В лице К.Э. Циолковского мы видим не просто человека, глубоко и всесторонне развивавшего космическую проблематику, а первооткрывателя новой эры человечества, эры обретения им иных масштабов существования. Стремление к расширению своих границ обитания, вероятно, заложено в природе человека, что достаточно ярко проявилось в эпоху великих географических открытий. Освоение космоса раскрыло перед человечеством еще более широкие горизонты. Это не просто территориальная экспансия. Опережающее развитие космонавтики и соответствующих технологий, дают огромный экономический эффект и должны способствовать процветанию общества, так как космонавтика создает высокотехнологичные рабочие места, влияет на развитие смежных отраслей производства, разрабатывает и обкатывает новые технологии, которые затем находят широкое применение в земных условиях.
В последние годы усилился интерес общественности к философии русского космизма. Регулярно появляются статьи, посвященные различным аспектам этого многогранного явления, в научно-популярных и научных журналах, как философского, так и других научных направлений. Переиздаются и издаются философские труды К.Э. Циолковского. Вышел целый ряд учебных пособий, посвященных космистам; защищаются диссертации; регулярно проводятся молодежные научные конференции; успешно действует ряд электронных ресурсов, посвященных русскому космизму. Развитие космических технологий получило зримые очертания. Идет строительство нового российского космодрома. Начата подготовка к дальним космическим экспедициям.
О многоаспектности интереса к наследию К.Э. Циолковского свидетельствуют многие факторы. Появившиеся в последнее время фильмы, радио- и телепередачи по космической тематике не только отмечают заслуги ученого в области техники, но и все чаще речь заходит о его философском и гуманитарном наследии. Образ ученого стал одним из важных архетипов современной культуры, в том числе молодежной субкультуры. Он появляется в современных фильмах и сериалах, что говорит о том, что идеи ученого востребованы нашими современниками.
Оригинальное сочетание технических идей К.Э. Циолковского и его гуманитарных и социальных взглядов представляет собой уникальный пример энциклопедизма. Какими бы необычными ни казались философские поиски К.Э. Циолковского, они весьма нестандартны. Это не просто декларации по разным философским вопросам, а размышления, имеющие признаки оригинальной системности, носящей целостный характер. Ключевой в них является идея научно-технического прогресса, набиравшего силы в конце XIX – начале XX столетия (время жизни и творчества учёного). В дальнейшем он обеспечил быстрый подъем экономики.
На нынешнем этапе развития общества, когда на первый план выдвинулись новые информационно-коммуникационные технологии, решающим становится производство и распространение научно-технических знаний. Необходимо отметить, что К.Э. Циолковский основательно изучал философские и научные достижения своих предшественников, начиная с античности, стремясь учитывать все лучшие достижения предшествующих поколений. Об этом он сам писал в своих работах (например, в «Этике, или естественных основах нравственности»).
В наше время идеи выдающегося соотечественника по-прежнему актуальны. Произошло как бы переоткрытие его гуманитарного наследия. Публикация философских трудов ученого вызвала большой общественный резонанс. Они включены в учебники философии и естествознания. Их дальнейшее осмысление принесет несомненную пользу науке и обществу.