ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
© А.В.Золотов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.
Проблемы духовного возрождения стали сегодня одними из существенных в социально-экономическом преобразовании общества, и понимание необходимости духовно-нравственного оздоровления социальной жизни становится характерным для массового общественного сознания.
Современной социокультурной ситуации в стране свойственны тенденции нарастания бездуховности, проявляющейся как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, во взаимоотношениях в молодежной среде. Деморализационные процессы в обществе, кризис духовности, культ легких денег и наслаждений, которые к тому же навязываются средствами массовой информации, создали осложненную ситуацию воспитательной деятельности образовательных учреждений.
В трудах К.Э. Циолковского проблемы развития духовности нашли отражение в сформулированном им принципе единства духа и материи, который заложен в основе космической философии.
Духовное в концепции К.Э. Циолковского имеет три основных аспекта. Оно выступает как высшее нематериальное (трансцендентное); как примитивное психическое свойство — основа психики; как совокупность определенных свойств сознания совершенного человека. Удивительным образом понятие духа и духовного в доктрине Циолковского в одной своей части совпадает с христианским, а в другой — с марксистско-ленинским. Хотя стоит отметить, что содержание сознания совершенного человека Циолковского отличается от содержания нравственного кодекса строителя коммунизма — отличается широтой, всеохватностью мирового целого, вселенским масштабом ответственности.
Ориентация внимания молодежи в процессе общения на темы духовно-материальных проблем жизнедеятельности с опорой на идеи К.Э. Циолковского по поводу различных аспектов духовно-материального единства мира, в контексте вопросов о том, каким образом применимы понятия духовного и материального к различным сферам современного общества и жизнедеятельности, может способствовать активизации мышления и общения молодежи, а также формированию в процессе общения гуманности и ценностно-смысловой сферы.