ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
© И.В.Доронин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.
К.Э. Циолковский был не только учёным и мыслителем, он так же был замечательным педагогом, воспитателем творческой деятельности у детей. Эти качества он воспитывал своим образом мысли, добротой, стремлением показать и разъяснить в доступной форме сложные вопросы науки.
Понимая и предвидя прогрессирующий рост современной науки в самое ближайшее время, Константин Эдуардович осознавал, что резко расширится круг изучаемых научных дисциплин, и что потребуются совершенно новые методы постижения научных знаний.
Одной из важнейших составляющих научно-технического прогресса Циолковский считал техническое творчество, особенно детское техническое творчество. К детям и молодёжи он был всегда очень внимателен, считал, что они составляют «золотой фонд будущих завоеваний космического пространства».
По мнению Циолковского, фантастика и техническое творчество «…несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот делает хорошее дело: вызывает интерес, пробуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений». Другими словами, фантастика и техническое творчество являются ключом для быстрого вовлечения большого количества молодых людей в науку и технику.
Грамотная государственная политика индустриализации, всесторонней поддержки, популяризации и развития, в том числе, технического творчества молодёжи была абсолютно созвучна представлениям Циолковского по этим вопросам. Константин Эдуардович с живым участием относился к работе детской технической станции, организованной в 1926г. в Калуге. Интересны его высказывания, в одном из них отмечена глубокая мысль Циолковского: «Да, детская техническая станция — хорошая штука! Но только тогда она, по-моему, хороша, когда направлена навстречу детскому индивидуальному запросу по линии изыскательства, иначе она обратится в массовое простое обучение чему-нибудь».
Время довольно скоро показало всю правильность идей «через творчество — в науку и технику». Наше государство, пройдя тяжелейшие испытания революциями, гражданской войной, не менее разрушительной политикой НЭПа оказалось в очень непростой ситуации. Однако, индустриализация и развитие научно-технического творчества помогли достаточно быстро не только восстановиться, но и создать мощную научно-техническую базу, позволившее победить европейский фашизм, а в кратчайшие послевоенные сроки создать ответное сверхоружие, которое обеспечивает глобальную безопасность нашей страны до настоящего времени. В этих великих достижениях, несомненно, есть вклад и Циолковского.
В настоящее время мы опять по ряду причин столкнулись с проблемами в научно-технической сфере. Один из способов выхода из сложившейся ситуации — обратиться к тем же идеям Циолковского, уже показавшими свою правильность и действенность: через творчество – в науку и технику, причём именно с детского возраста.
Обращаясь к молодёжи в 1934 г., Константин Эдуардович писал: «Мы должны понимать наше будущее и будущее своих изобретений. Мы должны работать во имя нашей славной Родины. Вы, молодые друзья, должны гордиться Родиной так же, как горжусь ею я, старик…учитесь ещё больше. Делайте это с радостью, ни на один час не забывайте о будущем нашей великой Родины».
Этот призыв и сейчас актуален и звучит современно.