ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ НЕМЕЦКОГО МУЗЕЯ ТЕХНИКИ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.
В настоящее время традиционная система российского образования переживает устойчивый кризис, в то время как в западных странах накоплен большой опыт, значительный запас идей и нестандартных подходов в работе с учащимися. Опыт этот связан с культурно-образовательной деятельностью музеев, экспозиция которых рассматривается в качестве широкого обучающего потенциала. Приняв за основу опыт западных стран (прежде всего, США и Германии), музейная педагогика в нашей стране стала выходить на новый уровень, музеи серьезно взяли курс на образование. Особое значение приобрела система взаимодействия музея и школы, и все больше музеев стремятся стать новыми объектами музейной педагогики, образовательными центрами молодежи. Между тем, аспекты образовательной деятельности молодежи одним из первых не только поднял, но и успешно решал в самом начале ХХ века Немецкий музей техники в г. Мюнхен (Германия).
Музейная педагогика Германии зародилась в недрах реформы образования конца ХIХ – начала ХХ веков, поиски путей преодоления кризиса привели к возникновению новых педагогических теорий, педагогики личности, главной целью которой стало развитие индивидуальности ребенка. Были сформулированы идеалы нового образования, которые повлияли на музейное образование. Музейная педагогика стала ведущим направлением в деятельности музеев. За основу была взята музейно-педагогическая концепция Г. Кершенштейнера (1854–1932), педагога и музейного деятеля, одного из создателей Немецкого музея шедевров естествознания и техники (ныне Немецкий музей техники). Кершенштейнер предложил новый метод диалога с посетителем и, прежде всего, с детьми. Ребенок не только должен видеть экспонаты, он должен сам открывать знания, исходя из своих индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому важное место в музее отводилось интерактиву — живому общению музейной аудитории с экспонатами.
В создании Немецкого музея техники, который сегодня является гордостью Германии, участвовал целый ряд выдающихся ученых, технических обществ и промышленников разных стран. Коллекция музея начала формироваться в 1903 г. Согласно исследованиям Е.Б. Медведевой, торжественное открытие музея состоялось в 1925 г., к торжествам по случаю открытия был выпущен сборник «Немецкий музей. История. Задачи. Цели» с опубликованной в нем концепцией Кершенштейнера. Однако в статье инженера А. Ширмана, заведующего воздухоплавательным отделом музея, опубликованной в 1910 г. в журнале «Вестник воздухоплавания» (журнал хранится в личной библиотеке К.Э. Циолковского), говорится о том, что музей, снискавший «самую широкую популярность далеко за пределами Германии», распахнул двери осенью 1906 г. Весной 1910 г. в музее открыли отдел воздухоплавания. Отдел был настолько огромен, что вполне заслуживал названия «Музея воздухоплавания».
Экспозиция музея, построенного по принципу «от простого к сложному», протянулась на 16 км. Сотрудники музея свою деятельность напрямую связывали с творчеством Кершенштейнера, сделавшего большой шаг по пути развития музейной педагогики. Если его предшественники образовательные задачи решали с помощью лекционно-просветительской работы, расширения временных рамок доступности, то теперь основой музейной коммуникации признавалась экспозиция, построенная по педагогическому принципу: соответствие логике базовой науки, уровню восприятия посетителя и целям обучения. Поэтому тематика экскурсий разнилась в зависимости от интереса посетителей: ремесленников, студентов, школьников, учителей. Второй большой заслугой Кершенштейнера стал принцип наглядности. Сформированный педагогами ХVIII века в Немецком музее этот принцип получил широкое развитие. Вместо пассивного восприятия посетителю, ребенку была предложена активная творческая деятельность. Этому служили интерактивные экспонаты, действующие модели и другие средства, активизирующие восприятие музейного предмета. Впервые в музее были установлены модели, приводимые в действие посетителями. Как тут не вспомнить педагога К.Э. Циолковского, который руководствовался принципом наглядности, полагая, что опыты на уроках физики способствуют лучшему усвоению нового материала, развитию творческих способностей, возбуждают любознательность.
За 110 лет с открытия музея наука не стояла на месте, техника развивалась, появились новые научные направления, а значит и новые разделы экспозиции.
Сегодня Немецкий музей техники действительно выступает в качестве современной образовательной среды, где делаются ставки на развитие представлений о мире, широко практикуются формы познания, обучение становится осмысленным, в соответствии с чувственным опытом ребенка. Примеров тому в экспозиции множество. В каждом из ее разделов имеются интерактивные экспонаты. Погружаясь в музейную реальность, можно получить представление о мире, начиная с первых известных человеку орудий труда до полета в космос. Касаясь интерактивных форм работы с экспонатами в целом, можно выделить такие формы, как обучение, развитие познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей, взаимодействие взрослого и ребенка в процессе игровой деятельности. Любой категории посетителей в музее найдется занятие по душе, а детям — в особенности, в том числе самым маленьким, с нулевого возраста, экспозиция для которых размещается в цокольном этаже здания.
Поиск новых подходов в сфере образовательной деятельности должен быть связан не только с информационными технологиями — системами мультимедиа, которые в последние годы широко внедряются в отечественных музеях, они не могут заменить живое общение посетителя с реальными экспонатами. Этот поиск даст большой результат, если российские специалисты будут учитывать мировой опыт.