К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ
© Г.Д.Орешкин, А.И.Кондрат, Э.Н.Степанов, А.И.Шуров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2015 г.
Методическое обеспечение подготовки космонавтов представляет собой комплекс мероприятий, направленный на:
– обеспечение процесса подготовки космонавтов организационно-методической и учебной документацией;
– повышение педагогического мастерства специалистов по подготовке космонавтов;
– совершенствование самостоятельной работы космонавтов;
– улучшение всех форм, видов и методов подготовки с учетом состояния и перспектив развития пилотируемой космонавтики.
Основная цель методического обеспечения состоит в формировании адаптированной системы подготовки космонавтов к различным пилотируемым программам космических полетов, нацеленной на повышение ее эффективности и качества.
Важным направлением методического обеспечения подготовки космонавтов является повышение качества профессионального уровня специалиста по подготовке космонавтов, посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет адаптации их в своей деятельности.
В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства специалиста по подготовке космонавтов рассматривается как многоуровневый процесс накопления широкого спектра информации. Такая направленная ориентация определяет необходимость нового подхода к формированию в ее процессе профессионально-значимых личностных характеристик, самоорганизации и педагогического творчества специалиста.
Традиционно в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина уделяется большое внимание повышению квалификации в предметной области, а обучению теории и методике процесса преподавания, непрерывному улучшению алгоритмов и технологий образовательной деятельности в настоящее время уделяется недостаточно. Многие специалисты, осуществляющие подготовку космонавтов, не имеют педагогической подготовки.
На практике приходится сталкиваться с невозможностью осуществления определенной частью специалистов повышения уровня своего педагогического мастерства, обучения на курсах повышения квалификации, прохождения стажировки, изучения и внедрения новых технологий обучения (из-за финансово-экономических и трудностей). Однако внедрение инновационных педагогических технологий потребует от них умения адаптировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы и моделировать в процессе подготовки профессиональную деятельность космонавтов.
В докладе представлены основные задачи методического обеспечения, раскрываются ее формы. Проводится анализ состояния методической работы головного подразделения Центра по подготовке космонавтов. Особое внимание уделено обучению и повышению квалификации специалистов по подготовке космонавтов в области теории и методики процесса преподавания, непрерывному улучшению алгоритмов и технологий образовательной деятельности.