К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ДИНАМИКЕ МОРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.
На протяжении, как минимум, пяти последних столетий проблема развития постепенно занимала одно из центральных мест в ряду философских, общенаучных и прикладных исследований. Развитие стали рассматривать как противоположность стабилизации, как возникновение любого нового качественного состояния, сопровождаемого интенсивными изменениями в пространстве и времени. Кроме того, за этот период сформулировалась в виде отдельного аспекта (дополнительной грани рассмотрения) задача определения направленности данного процесса, который стали подразделять на эволюционный, относительно постепенный, характеризуемый в основном количественными изменениями, и революционный, относительно быстрый, проявляющийся в качественных кардинальных изменениях.
Особенно активное внимание проблема развития привлекала ученых к себе в периоды серьезных исторических разломов и переустройств. С одним из таких этапов совпала творческая жизнь К.Э. Циолковского. Как представитель своей эпохи он термин «развитие» традиционно связывал в основном с поступательными тенденциями, всякое обновление, усложнение и открытие, прежде всего техническое или естественнонаучное, оценивал как позитивное и даже прогрессивное явление.
К.Э. Циолковский был одним из немногих, кто попытался прописать не только технический, научный и промышленный прогноз на отдаленное будущее, но и попробовал сделать подобное в отношении нравственности. Он выдвинул и стремился обосновать идею глобальной этики, которая только в конце XIX века попала в поле зрения специалистов; дал собственное решение вопроса соотношения экологических и моральных аспектов бытия; указал на то, что развитие космических процессов — это проблема не только естественнонаучная или техническая, но и социальная; предложил свой вариант соотношения нравственности и разумности, добра и истинности.
К.Э. Циолковский полагает, что если этическая доктрина покоится на исключительно благих моральных требованиях и безупречных идеалах, то и построенная на них теоретическая система позволит выработать такие рекомендации для области нравственных отношений, которые бы полностью исключили какие-либо проявления аморализма. Но ни история нравственности, ни народная мудрость, ни этическая теория подтвердить этого так и не смогли до настоящего времени. Любые попытки снять полностью противоречия нравственности заставляли автора ужесточать силу давления, превращая провозглашенную свободу в бесправие каждой личности, подменяя истину властным мнением, царство разума — умственной дисциплиной, а нравственные отношения — физиологическим благополучием.
На основе принципов монизма, механицизма и эволюционизма К.Э. Циолковский создает социальный проект будущего утопического характера, аналогичный популярным западным теоретическим моделям XVIII − XIX веков. В России они нашли своих сторонников и преемников в начале нового столетия. Основу таких проектов составили вера в прогресс, связываемый прежде всего с процессами в естественных науках и технике, и могущество человеческого разума, чрезвычайное внимание к будущему, опора на абсолютно совершенные идеалы, выход за пределы исторического времени в вечность. Ценностная база этической составляющей социально-философской концепции К.Э. Циолковского сформировалась на основе буржуазных идеалов и оценок, характерных для начальных этапов развития капиталистических отношений.
Подобный подход к рассмотрению процесса развития, оценивающий развитие общества критериями технических достижений, экономической эффективности, материального благополучия, до настоящего времени остается чрезвычайно популярным, особенно среди представителей естествознания и техникознания. В нем присутствует утверждение о разнонаправленности прогрессивных и регрессивных изменений, игнорируется противоположность ориентации научно-технических и социально-нравственных явлений современности, не даются критерии развития. Подобный подход к развитию в теоретическом знании сложился еще в XVIII веке, укрепился в веке XIX, удерживал свои позиции в ХХ веке, не потерял своей привлекательности и в ХХI веке.