К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2015 г.

В докладе рассматривается проблема влияния личности на ход исторического развития цивилизации в творческом наследии наиболее ярких представителей русского космизма. Автор приходит к выводу о том, что их взгляды формировались под влиянием русской революци-онно-демократической мысли, немецкой классической философии, русской религиозно-философской традиции. Их социально-антропологические идеалы имели ярко выраженный утопический ха-рактер, ибо признавались достижимыми и реализуемыми в далеком будущем. Или же уже реализованными другими высшими цивилиза-циями космоса.

Соразмерность человека и остального мира послужили основой для разработки русскими космистами целостного взгляда на мир. Па-раллельно этому шло формирование нового типа мышления, связанно-го с экологизацией и космизацией человеческой деятельности. Обще-ственный прогресс, по мнению представителей космизма К.Э. Циол-ковского, В.И. Вернадского, Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева и др., есть закономерное и неизбежное явление во Вселенной, живущей по еди-ным законам. Так как прогресс науки и техники бесконечен, ибо бес-конечна и Вселенная, познание которой и реализует наука и техника, следовательно, бесконечным будет и процесс развития общества. Что же в этом случае будет происходить с человеком, как индивидуальной составляющей общества? Будет ли и он развиваться вместе с обще-ством, и если будет, то в каком направлении произойдет это?

Лишь избранные, отдельные личности, те, кого мы называем ге-ниями, учеными, философами и мыслителями, способны понять, воз-главить, повести за собою это вселенское движение по пути к счастью. Данные представления об определяющей роли гениев в прогрессе че-ловечества характерны для всего творчества Циолковского. В 1916 г. он писал: «…Если бы были отысканы гении, то самые ужасные несча-стья и горести, которые даже кажутся нам сейчас неизбежными, были бы устранены! Гении совершали и совершают чудеса. Кому же это неизвестно!». Именно гении, по мнению ученого, должны стать теми двигателями, теми локомотивами прогресса, которые мощно поведут за собою все общество по пути общественного прогресса.

Идеи Циолковского о роли гениев в истории человечества, бла-годаря своей яркости и однозначно высокой оценке, уже давно при-влекают исследователей его творчества. Сам ученый обращал наибольшее внимание на работы Платона, выделяя их как наиболее яркие в социально-философском плане. Циолковский подчеркивал то большое значение, которое Платон оказал лично на его мировоззрение, и прежде всего в формировании представлений о выдающейся роли личностей в развитии общества, прогрессе науки и техники. Циолковский высоко оценивал и вклад Томаса Мора в развитие идеи справедливого и прогрессивного общества путем участия в его управлении выдающихся личностей, освобождением труда и каждого человека как личности.

При этом особенно пристальное внимание исследователей творчества Циолковского привлекает тот факт, что, вероятнее всего, эти идеи в той или иной степени были заимствованы учеными, прежде всего, в русской философской традиции. Речь идет о влиянии на фор-мирование мировоззрения К.Э. Циолковского идей Н.Г. Чернышевско-го, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. При этом особенно выделялась концепция П.Л. Лаврова о роли героя-интеллигента в общественном прогрессе и особенной роли естествознания в социальном преобразо-вании общества. Более поздние исследователи творчества Циолков-ского отмечают, что у русских революционных демократов ученый заимствовал, прежде всего, социально-утопические идеи. Очень инте-ресным и заслуживающим внимания являются параллели, которые прослеживал Л.В. Лесков между К.Э. Циолковским и В.И. Вернадским по вопросу о роли гениев и выдающихся личностей в истории цивили-зации. В частности, по этому поводу Вернадский отмечал: «Я уверен, что все решает личность, а не коллектив, elite страны, а не демос». По-хожие мотивы прослеживаются и в концепции бого-человечества В.С. Соловьева. Именно космическое, вселенское человечество способно менять мир и менять себя, достигая высших пределов совершенства как нравственного, духовного, так и физического, интеллектуального. У Н.Ф. Федорова идея прогресса и вселенского совершенства и могу-щества человека увязана с его концепцией «супраморализма», в соот-ветствии с которой человечество способно стать совершенным, лишь выполнив «сыновий долг» перед «праотцами». Их надо воскресить силами науки и веры к вечной блаженной жизни и расселить в космо-се.

Так начинается тот процесс, который С.Н. Булгаков называл «раскрещиванием Руси»: «С крещения Руси началась история России, христианское семя пало здесь на совершенно девственную почву, на невозделанную целину, с раскрещиванием начинается совсем новая эпоха истории». Большое влияние на формирование в русской фило-софской традиции идеи о выдающейся и определяющей роли личности в истории человечества оказали взгляды немецких философов, прежде всего Ф. Ницше. Это влияние мы можем проследить и в работах русских космистов. Шопенгауэр определяет выдающихся людей не иначе как «учителей рода человеческого», людей, ведущих мир к свету и благополучию. Это весьма близко к характеристике гениев, данной Циолковским: «Кто более мыслителей благодетельствует человечеству?! Гуманисты поучают нас жить мирно между собою». Ницше абсолютизирует, гипертрофирует гения, возводя его в ранг «сверхчеловека» в самом зловещем значении этого слова. Это «гений-полубог», способный разрушать и наказывать, уничтожать, если это необходимо для достижения цели. Гении Циолковского поведут общество к уничтожению всего низкого, всего несовершенного, всего того, что мешает истинной, высшей, совершенной жизни с точки зрения высшего же разума. Высшая, космическая этика руководит гениями. Этика, недоступная человеку обычному. Космос принадлежит высшим, совершенным существам, сверхлюдям, сверхцивилизациям.

Таким образом, в формулировании антропологических идеалов для русского космизма характерным было признание центрального, лидирующего места в общественном прогрессе за выдающейся лично-стью (В.И. Вернадский), бого-человеком (В.С. Соловьев), гением-ученым (К.Э. Циолковский). Именно гении, по мнению Циолковского, должны выдвигаться обществом, возглавлять его и, реализуя свои от-крытия и изобретения, осуществляя свои философские и этические концепции, способствовать общественному прогрессу на пути к сча-стью. Интересы человека, счастье для каждого человека, безграничное развитие каждой личности, его нравственное совершенство, достиже-ние личностью бессмертия (Н.Ф. Федоров) - вот антропологический идеал русского космизма. Этот идеал носит ярко выраженный утопи-ческий характер, ибо признается достижимым и реализуемым в дале-ком будущем.