КОНЦЕПЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ БОРТОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ И СХЕМАМИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

КОНЦЕПЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ БОЛЬШОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ БОРТОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ И СХЕМАМИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

© В.Н.Титоренко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Анализ состояния и тенденций развития отечественных и зарубежных исследований по высотным беспилотным летательным аппаратам (БЛА) большой продолжительности полета аэростатических и самолетных схем показывает, что высотные БЛА большой продолжительности полета имеют высокий потенциал применения при решении различных задач мониторинга, стратосферной и мобильной связи в малонаселенных регионах.

Значительная часть отечественных и зарубежных исследований беспилотных систем предполагает её реализацию на базе БЛА с силовыми установками на солнечной энергии. Однако в полярных и приполярных регионах реализация концепции круглогодичного полета БЛА на солнечной энергии труднореализуема.

Приведены результаты исследований, показавшие, что круглогодичное функционирование БЛА в условиях полярной ночи возможно за счет бортовых источников энергии (химических, изотопных, ядерных) или дистанционно передаваемой энергии с помощью лазерного или СВЧ излучения от наземных или космических энергостанций или с помощью различных схем комбинированного энергоснабжения.

В рамках данных исследований проведен предварительный анализ концепций БЛА с различными типами бортовых источников энергии и схемами энергоснабжения с позиции уровня технологической готовности (TRL).

В докладе приведена схема концепции БЛА большой продолжительности полета с различными типами бортовых источников энергии и схемами энергоснабжения, позволяющими круглогодично функционировать в полярных и приполярных регионах страны. Показаны облики БЛА, летно-технические характеристики и структурно-функциональные схемы силовых установок.