КОСМИЗМ И ПОЭЗИЯ ПРОЛЕТКУЛЬТА
© К.Х.Хайруллин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.
Космизм — заметное явление русской культуры, и он нашел свое развитие не только в философии и науке, но и в искусстве, литературе, в частности, в поэзии. Рассмотрение в наши дни почти забытой поэзии Пролеткульта (А. Гастев, М. Герасимов, В. Кириллов, В. Александровский, В. Князев. И. Филипченко, В. Казин и др.) интересно тем, что оно позволяет говорить о существовании в России пролетарского космизма как особой формы космизма, в которой революция, классовая борьба, коллективный труд как мироустроительная деятельность и освоение космоса были представлены в их взаимосвязи. Подчеркивалось главное: именно пролетариату как самому революционному и организованному классу доступна всемирность, и он способен, сокрушив иго мирового капитала, установить коммунистический строй на всей планете, объединить человечество и повести его к освоению иных миров.
Общество пролетарской культуры выражало мнение тех, кто считал, что Октябрьская революция открыла новую эру в истории человечества и что вся жизнь должна быть перестроена по-новому. Многие культурные достижения прошлого надо отбросить, поскольку они служили интересам эксплуататорских классов, и выдвигалась программа создания «чистой» пролетарской культуры, как известно, раскритикованная В.И. Лениным. Поэзия Пролеткульта была полна лико-вания, оптимизма, энергии и ощущения безграничного расширения жизненных горизонтов. Его лейтмотив можно выразить словами: «мы победили и теперь всё можем».
Вполне в духе космизма, В. Кириллов писал: «Биенье сердца я соединяю / С движеньем солнц, кружением планет». Он называл пролетариат «Железной Мессией», который исполнит роль Христа в качестве спасителя и путеводителя человечества. В. Александровский провозглашал: «Я — всеобъемлющий, чье имя Пролетарий / Идущий к новым солнцам и мирам». Идея освоения космоса подчеркивалась в стихах пролеткультовцев, которые, правда, не задумывались о реальных средствах подобного освоения. «Мы все возьмем, мы всё познаем, / Пронижем неба бирюзу». «Зарёй крылатою одеты, / Мы в небо дерзостно взлетим, / Громокипящею кометой / Прорежем Млечные пути» (М. Герасимов). Именно последним созданы весьма оригинальные поэтические образы: «Сгребем мы лунною лопатой / С мундира неба ордена»; «Ковшом Медведицы черпнули / Мы счастье Вольного Труда». В поэзии Пролеткульта немало всплесков художественной фантазии и утопических мечтаний. В ней вырисовывается картина светлого грандиозного будущего, в котором человечество заполнит космос своей техникой, изменит орбиты планет и зажжет искусственные солнца. Для пролеткультовцев характерен не только культ рабочего, но и того, с чем он имеет дело: железа, машин, станков, заводов, индустриального труда. Будущее иногда называется машинным раем. А. Гастев считал, что наступит время, когда «сам мир будет новой машиной, где космос впервые найдёт свое собственное сердце, своё биение».
Характерные черты пролетарского космизма: культ революции и пролетариата, героизация труда, абстрактный утопизм, гигантома-ния, титанизм, механицизм, технократизм, коллективизм, доведенные до отрицания значения личностного начала. Своим классовым подходом и растворением личности в коллективе этот вариант космизм резко отличался от христианского (религиозного) космизма, исходящего из самоценности отдельного человека.
Пролетарский космизм подвергали критике за абстрактность, «машинизацию» человека и отрыв от повседневных жизненных проб-лем. Почти все ведущие поэты Пролеткульта были репрессированы и погибли в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века.