КОСМОНАВТ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС. В СКАФАНДРЕ! А ОБЩЕСТВО?

КОСМОНАВТ ВЫХОДИТ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС. В СКАФАНДРЕ! А ОБЩЕСТВО?

© В.И.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2015 г.

Человек не может жить в открытом космическом пространстве без скафандра. На Земле условия жизни соответствуют его биологиче-ской природе, в космосе - враждебны ему. Человек создает и охраняет искусственную техническую систему (скафандр), воспроизводящую вокруг него тонкий слой земной атмосферы. Этим он решает противо-речие своего перехода с Земли в космическое пространство.

А люди, общество? Нет ли здесь противоречия при переходе ими космической границы развития? И настолько ли безболезненен этот переход? Попытаемся разобраться.

Развитие общества происходит во всеобщем процессе производ-ства. Еще К. Маркс показал, что этот процесс есть единство двух форм: естественной и общественной. Процесс этого решения может выражаться в социальных «механизмах» одной из двух исторических формаций:

– первая возникает стихийно и является игровым, конфликтным, многокритериальным (у каждого индивида свой критерий) способом решения задачи;

– вторая создается организованным общественным разумом и является оптимальным способом решения этой задачи по одному (на всех индивидов вместе) общественному критерию.

Переход от первой формации ко второй есть болезненный и многофазный процесс. Часть общества (Лучшие), заинтересованная в сохранении старого способа, готова остановить прогресс производ-ства и уменьшить численность человечества и, тем более, ограничить его распространение рамками Земли. Их лозунг: «Прочь ложь о космическом бессмертии человечества! Да здравствует Земля (где достаточный прогресс создан Лучшими) на многие лета, Неравенство в пользу Лучших, – кормильцев наших, охраняемая нами всеми Демократия по лекалам Лучших, и Вера во все, что говорят Лучшие (пока они Лучшие, то есть имеют власть). О стабильности структуры мирового лучшизма тоже можно не переживать, и в этом вопросе идет глобализация. В пределе общество выйдет на уровень «Железной пяты» по Дж. Лондону, и на конец истории по Фукияме.

Он порождает борьбу в обществе под прикрытием общих лозун-гов высших требований: естественной, абсолютной, Божественной справедливости. Он запирает канал «магистрали» истории расходами на общественную борьбу и приводит общество в социальный тупик.

Часть общества, заинтересованная в переходе ко второму спо-собу, формируется в этой исторической борьбе, разрабатывает и внед-ряет способ оптимального решения ресурсной задачи, тем самым от-крывает магистральный канал истории. Их лозунг: «Перед планетой и историей Homo sapiens все индивиды равны. Здесь равенство есть об-щее достояние всех и каждого в истории за те жертвы, которые всеми принесены в борьбе за равенство–неравенство».

Оптимальный способ организации жизни открывает путь к кос-мическому бессмертию Человека. Он есть его «социальный скафандр на его надпланетной и космической магистрали», он защищает его от враждебной для прогресса его внутренней стихии, его неорганизован-ной социальной среды.