МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ВО ВРАЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ВО ВРАЧЕБНО-ЛЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

© Т.А.Крапивницкая, Л.В.Крапивницкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2015 г.

В течение 15 лет во врачебно-летной экспертизе (ВЛЭК) граж-данской авиации (ГА) внедрялась система психодиагностики для вы-работки системного подхода к обследованию авиационного персонала. В результате научно-исследовательской работы (НИР) в рамках государственного контракта был разработан алгоритм психодиагностического обследования авиационных специалистов в целях ВЛЭК, включающий исследование когнитивных функций, а также углубленное изучение личностных особенностей авиационного персонала.

Подтверждением важности углубленного психодиагностическо-го исследования лиц летных профессий свидетельствует недавний тра-гический случай летного происшествия, когда 24 марта 2015 г. второй пилот аэробуса А-320 Андреас Любиц направил свой самолет «в смертельное пике над французскими Альпами», что сопровождалось гибелью пассажиров. Катастрофа стала возможной в результате особенностей психического статуса пилота, которые не были своевременно выявлены при медицинском обследовании.

В этой связи считаем целесообразным внести предложения по изменению действующих нормативных документов ГА, регламенти-рующих показания к обязательному психологическому обследованию абитуриентов поступающих в учебные заведения ГА по подготовке пилотов, диспетчеров, управляющих воздушным движением (УВД). Первичное психологическое обследование рекомендуется проводить у абитуриентов до начала вступительных экзаменов, во время их меди-цинского освидетельствования.

Систематическое психологическое обследование необходимо проводить курсантам летных училищ, имеющим перерыв в учебе от 4 месяцев и более (включая академический отпуск); при переводе их из других факультетов и вузов; при прохождении заключительной ВЛЭК.

Подобное обследование рекомендуется пилотам 1 класса, пре-тендующим на получение медицинского заключения 1 класса (в воз-расте старше 40 лет и далее каждые 2 года); диспетчерам управления воздушным движением (УВД), претендующим на получение медицин-ского заключения 3 класса (с такой же периодичностью обследования); лицам летного состава при перерывах в летной работе более 4 месяцев; пилотам, претендующим на должность командира воздушного судна, пилота-инструктора, диспетчера-инструктора, старшего диспетчера, руководителя полетов.