ОБ АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТАХ, СВЯЗАННЫХ СО СТОЛКНОВЕНИЕМ ПТИЦ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ

ОБ АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТАХ, СВЯЗАННЫХ СО СТОЛКНОВЕНИЕМ ПТИЦ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ

© Е.ЮКрашенинников, А.С.Семёнов, А.Л.Рыбалкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2015 г.

Каждый год в мире происходит около 5 тысяч случаев столкновения воздушных судов (ВС) с птицами. В нашей стране максимальное количество столкновений было зарегистрировано в 1987 г. — 393 случая. Динамика столкновений снижается вплоть до 1994 г., а в последующие годы колебания происходят в достаточно узких рамках: от 43 до 68 регистрируемых столкновений в год.

В работе проанализированы сведения об инцидентах, связанных со столкновениями с птицами для самолетов Ту-154 и Ту-204 за 2003–2011 гг. Получено, что более 70% столкновений происходит днем, а наиболее опасными являются высоты до 200 метров. При этом около 40% столкновений имеет место на этапах снижения и посадки ВС, а 60% — на этапах взлета и набора высоты.

Анализ последствий столкновений показал, что наиболее уязвимыми являются двигатели — на них приходится 40% столкновений, крылья — 33%, лобовое стекло кабины — 16 %, фюзеляж — 7% .

Проанализированы пути снижения опасности столкновений. В аэропортах птиц, обычно, привлекают пища, вода и укрытие. Способы предупреждения скопления птиц в районе аэропорта делятся на две категории:

1. Изменение условий на местности: устранение источников корма, уменьшение площадей, выделяемых под сельское хозяйство вблизи аэропортов, устранение мусорных свалок, уменьшение количества водоемов, уменьшение мест укрытия птиц, выбор видов растений, которые не дают семян или ягод, привлекающих птиц, и не обеспечивают места для укрытия.

2. Отпугивание птиц: средства акустического отпугивания (газовые пушки, крик тревоги, крик опасности, крик хищников), средства визуального отпугивания (пугала, чучела хищников), отпугивающие химические вещества, ловушки, использование ловчих птиц.

В работе приведен обзор методов борьбы с птицами в аэропортах московского авиационного узла.

Таким образом, для снижения количества столкновений птиц с ВС необходимо совершенствовать и разрабатывать новые средства предупреждения наличия птиц на аэродроме и средства отпугивания, что в итоге приведет к повышению уровня безопасности полетов.