ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФГБУ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФГБУ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА»

© А.И.Кондрат, Г.Д.Орешкин, А.И.Шуров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

Исследователи многогранного творчества К.Э. Циолковского отмечают, что научно-педагогическое наследие гения не содержит четких и целенаправленных фундаментальных педагогических трудов. Однако во многих работах, в частности, «Ум и страсти», «Свойства человека», «Этика, или естественные основы нравственности» ученым поднимаются вопросы обучения и воспитания.

Некоторые педагогические взгляды ученого (свобода и вариативность учебных программ, активизация учеников через интерес, индивидуальность, раскрытие душевных свойств и способностей каждого, самостоятельность) не всегда находили активный отклик у педагогической общественности.

На наш взгляд актуально проанализировать, насколько используются идеи обучения и воспитания К.Э. Циолковского при подготовке инженерно-преподавательских кадров Центра подготовки космонавтов (ЦПК).

К.Э. Циолковский предлагает строить обучение и воспитание, исходя из природы человека, его возрастных и психологических особенностей. Наибольшую радость и удовлетворение, считает ученый, приносит труд, творческая деятельность, особенно если они имеют общественно полезную направленность. Безусловно, труд космонавтов имеет общественно полезную направленность и, следовательно, труд инженеров-преподавателей ЦПК общественно признан.

Касаясь учета природы человека и чтобы «без насилия над природой ученика» помочь проявиться свойствам его памяти, мышления, как в программах «ввода в строй», так и в процессе непосредственного обучения инженеров-преподавателей учитываются их индивидуальные знания, способности и особенности. Тем более, что впоследствии им предстоит учить не только взрослых, уже состоявшихся, специалистов, но и космонавтов, в том числе героев России. Причем, готовить их к полету туда, где инженер-преподаватель не был и, как правило, никогда не будет.

В педагогике Циолковский старался связать теорию с практикой. В ЦПК очень мало чисто теоретических курсов, и все инженеры-преподаватели в процессе своего обучения проходят стажировку на тренажерах, на которых впоследствии будут проводить подготовку космонавтов.

Основу идей К.Э. Циолковского составили вера в прогресс и могущество человеческого разума, чрезвычайное внимание к будущему, опора на абсолютно совершенные идеалы, выход за пределы исторического времени в вечность. Вероятно, это связано с тем, что Циолковский был не просто учитель, а учитель-ученый. Инженерно-преподавательские кадры по подготовке космонавтов постоянно совершенствуют свои знания и навыки, участвуют в научно-исследовательских и испытательных работах, в экспертизе перспективных космических проектов.

Смысл и ценность образования, как отмечал педагог-космист, заключаются не только в том, чтобы «научить жить», то есть получить необходимые для этого знания, умения и навыки, чтобы удовлетворить свои потребности, но и подходить с «высшей», космической точки зрения. Нужно всеми доступными средствами подвести человека к осознанию себя разумной частью окружающего мира, в плане проявления заботы о нём; к пониманию смысла жизни – «сверхцели», связанной с освоением космического пространства для создания, как на Земле, так и в Космосе необходимых условий для счастливой жизни каждого. Исходя из этой мысли, космонавты и инженеры-преподаватели ЦПК наиболее близки к «высшей» космической точке зрения.

На вопрос: «Каким должно быть образование, чтобы оно смогло выполнить свою главную функцию — воспитать совершенного человека, гражданина, заложить в нём те высшие культурные, духовные и нравственные ценности, которые он понесёт потом в Космос» К.Э. Циолковский давал ответ в своём проекте школы будущего. Сфера образования, школа, — подчёркивал Константин Эдуардович, — только тогда сможет выполнить свою человекосозидающую функцию, когда её усилия и приоритеты будут направлены на формирование гуманистически ориентированной личности, «гражданина Вселенной», имеющего «высшую точку зрения» и руководствующегося ею в своей активно-преобразующей деятельности. Космонавты и инженеры-преподаватели ЦПК, безусловно, участвуют в преобразующей деятельности, ведущей к гуманистически ориентированной личности.