ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Ю.Н.Макаров, А.Н.Рудев, А.В.Бондаренко, Э.Г.Семененко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2015 г.

Актуальность проблемы международно-правового обеспечения космической деятельности (КД) Российской Федерации приобрела особую значимость в условиях возрастания конкуренции на мировом космическом рынке усиления противоречий геополитического, международного, научно-технологического, экономического характера, проблем обеспечения долговременного устойчивого развития КД.

Анализ состояния современного международного космического права (МКП) показывает, что в рамках действующего МКП в основополагающих документах не отражены необходимые в современных условиях требования и правовые механизмы обеспечения безопасности и устойчивого развития КД.

Комитетом ООН по космосу в рамках новой космической политики развернуты работы по разработке требований, направленных на предотвращение образования космического мусора (КМ), по решению проблемы предотвращения столкновений космических аппаратов (КА), снижению техногенного засорения околоземного космического пространства (ОКП). Реализация идеи интеграции и применения правовых механизмов предупреждения образования космического мусора, столкновений космических объектов (КО), процесса удаления из ОКП нефункционирующих космических объектов потребовала комплексного подхода к решению широкого спектра научно-технических, международно-правовых и организационных проблем, связанных с обеспечением безопасности КД.

В рамках международного сотрудничества активизировалось использование форм и методов государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющего более эффективно использовать потенциал РКО в условиях обострения конкуренции на мировом рынке космических услуг.

Участившиеся в последнее время столкновения и другие инциденты в космосе потребовали активного развития мер по повышению эффективности и ответственности в КД, обеспечения безопасности функционирования КО, совершенствования механизмов координации КД государств на основе развития средств национального, глобального мониторинга и усиления на базе национальных средств контроля реализации Руководящих принципов по предотвращению образования космического мусора и оценке уровня опасности глобальной космической обстановки на базе постоянной сети обмена информацией и применения специальных правовых механизмов, улучшающих взаимодействие на базе интеграции действующих международно-правовых механизмов.

Российская Федерация выступила с рядом научно-технических и юридических инициатив, направленных на снижение и нейтрализацию угроз безопасности КД в долгосрочной перспективе, создание института обеспечения устойчивого развития КД в ОКП, актуализацию в повестке дня Комитета ООН по космосу мер по установлению режима обеспечения долгосрочной устойчивости КД, по разработке системы Руководящих принципов по обеспечению государствами устойчивого развития КД в ОКП, недопущение милитаризации ОКП, продвижение Договора по предотвращению размещения оружия в космосе.

В рамках международного сотрудничества в России активизировано использование форм и методов ГЧП, позволяющих более эффективно использовать потенциал ракетно-космической отрасли в условиях обострения конкуренции на мировом рынке космических услуг.

Сегодня активно создаются новые виды и типы космических систем, новые космические технологии, растет число государств-участников КД, осуществляется пересмотр и поиск новых проектно-технолого-конструкторских решений по реализации перспективной РКТ, в том числе по развитию пилотируемой космонавтики, космических средств орбитального обслуживания, направленных на широкое применение сервисных космических средств для обеспечения ремонта на орбите, дозаправки КО, удаления нефункционирующих КО и проведения других космических операций, которые позволят кардинально изменить структурно-функциональное содержание будущей космической деятельности в околоземном космическом пространстве.

По оценкам специалистов в условиях использования современных достижений в области технологий искусственного интеллекта и применения робототехнических средств создаваемые прорывные технологии орбитального обслуживания, в рамках новой космической политики приобретают новое качество — становятся технологиями двойного применения, обеспечивающими возможности создания принципиально новых видов гражданских и военно-космических средств, базирующихся на принципах интеллектуализации и интеграции выполняемых функций.

В условиях новой космической политики Комитета ООН по космосу стратегия развития международной правовой базы предусматривает:

– укрепление действующего международно-правового режима с позиции обеспечения безопасности и устойчивого развития КД с учетом интересов РФ (разработка и внесение необходимых изменений в международные правовые акты).

– заключение новых соглашений по проблемам обеспечения безопасности и устойчивости КД, предусматривающих:

– создание международной службы обеспечения безопасности и устойчивого развития КД;

– установление правил поведения в КД и механизмов их реализации, в том числе для новых видов и типов КД;

– создание системы эффективного контроля и международной ответственности за нарушения в КД.

– международное сотрудничество в области прогнозирования космической обстановки и космических операций по предотвращению опасных ситуаций в ОКП;

– развитие системы мер транспарентности и укрепления доверия в КД;

– формирование международного механизма информационного взаимодействия по вопросам контроля безопасности КД по всему спектру угроз.

– переход от разработок по нейтрализации отдельных угроз КД к формированию глобальной интегрированной международной системы обеспечения устойчивого развития КД.

В рамках программы мер по реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ, предусмотрено осуществление стратегии обеспечения устойчивого развития КД.