ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ К ДРУГУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ К ДРУГУ

© И.В.Иванова, В.А.Макарова, Е.Б.Козлова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2015 г.

«Космическая педагогика», созданная К.Э. Циолковским, представляет для современности большой интерес в плане формирования толерантного отношения людей друг к другу. Созданная К.Э. Циолковским антропокосмическая концепция педагогики раскрывает цели, пути и средства воспитания «совершенного человека», «гражданина Вселенной», обладающего нравственными качествами и «высшим» разумом.

Особенно актуальной проблема формирования толерантности является в современном обществе, в ситуации активизации миграционных процессов.

Ученый раскрывает ценность Человека, его цели и перспективы на Земле и на пути в Космос к достижению счастливого будущего. По убеждению К.Э. Циолковского, смысл жизни и ценность человека, его воспитания, состоит в том, чтобы «сделать как можно больше полезного для людей и стремиться к собственному духовному совершенству». Под словом «душа» он подразумевал «…не отдельное мифическое существо, независимое от тела и якобы оживляющее его, а совокупность свойств человека», его умственных и нравственных качеств и составляющих духовность личности. При этом Циолковский отмечал, что если у человека отсутствует хотя бы одно из перечисленных выше свойств, то «цена человеку не высокая». К высшим нравственным ценностям К.Э. Циолковский относил такие качества, как совесть, сострадание, великодушие. Ученый отмечал, что все эти чувства должны регулироваться рассудком; именно в этом заключается великая роль воспитания.

К.Э. Циолковский считал, что в самом человеке кроется основной источник зла и страданий, в двойственности его природы, в биологически и социально предопределенной внутренней борьбы добра и зла. С одной стороны — низменные, животные страсти, приносящие человеку страдания. С другой — изначально заложенные в человеке стремление к познанию себя и окружающего мира, к самореализации и самосозиданию, к активному участию в разумном, гармоничном преобразовании мира. Кто победит в этой внутренней борьбе во многом зависит, по глубокому убеждению Циолковского, от воспитания и образования человека.

Ученый советовал с раннего детства развивать «полезные» и подавлять у учащихся «дурные» наклонности, такие как зависть, мстительность и другие с помощью «изучения души ребенка, понимания страстей», устранения всех поводов для их проявления. Педагог был уверен, что «в детские годы человека можно многое создать в душе и подавить дурное врожденное».

К.Э. Циолковский много думал о внутренней психической природе человека, о том, как научиться управлять заложенной в ней энергией, «переключать» дурные свойства на полезные для общества и самого человека. Этому он посвятил значительную часть своих работ, таких как «Нирвана», «Ум и страсти», «Свойства человека» и др. Циолковский обращается к историческому опыту человечества, анализирует процесс возникновения тех или иных свойств на разных стадиях развития человеческого общества, пытаясь проникнуть вглубь этого процесса.

Циолковский глубоко верил, что наступит время, когда изменятся взгляды на образование, когда человек будет воспитываться как «гражданин Вселенной», проявляющий заботу о своем «большом доме» — Вселенной, о собственном совершенствовании и развитии. Знание должно «научить жить», задуматься над проблемами бытия и смысла жизни, подходить к их решению с космической точки зрения, так как цель жизни, по Циолковскому, заключается в «устранения всякого зла на Земле».

Педагогические идеи К.Э. Циолковского о воспитании «совершенного человека» могут сегодня стать основой для проектирования и реализации современных средств, методов и приемов формирования толерантного отношения людей друг к другу в опоре на идеалы нравственности, морали, культурных традиций.

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области в рамках научного проекта №15-16-40013 а(р).