ПЕРСПЕКТИВЫ КОСМИЗМА КАК КОЛЛЕКТИВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ КОСМИЗМА КАК КОЛЛЕКТИВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

© И.Л.Кирилюк
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2015 г.

Многие гениальные творения в науке и искусстве были авторскими, то есть были созданы одним человеком, заметно выделяющимся из общей массы окружающих людей или небольшой группой создателей. Таковым является и философское направление, получившее впоследствии название «русский космизм». Патриотам хотелось бы преподносить его как достижение страны, но надо учитывать, что это течение никогда в истории России и мира не принимало массовый характер. Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и другие его представители, относимые к космистам, имели весьма узкий круг единомышленников, понимающих и готовых продвигать и развивать подобные идеи.

Однако реализация ряда сложных и долгосрочных инициатив обычно требует коллективного и организованного участия большого числа людей. Поэтому возникает вопрос, способен ли русский космизм как философское течение стать массовой, или хотя бы коллективной идеологией? Является ли её узкая популярность в обществе следствием случайного стечения обстоятельств, или же это следствие особенностей природы человеческой психики? А если её популярность благодаря каким-либо факторам резко возрастёт, приведёт ли это к эффективному решению практических задач? Ведь не удалось же напрямую реализовать идею строительства коммунизма, хотя её поддерживало большое число людей. Важным вопросом также является соотношение космизма и практической космонавтики, деятели которой могут быть слабо знакомы с философской базой. Не тормозится ли развитие космонавтики недостаточным вниманием к её философским аспектам?

Существуют примеры коллективов, объединённых идеями философии космизма. Малоизвестным фактом является существование объединения «биокосмистов» в России 20-х годов XX века. Это направление было связано с анархизмом, включало в себя художников и поэтов. За несколько лет своего существования его сторонники провели множество диспутов в ряде городов России, на которых обсуждались такие темы, как увеличение продолжительности жизни людей, анабиоз, регенерация, космонавтика, евгеника и др. Это движение существовало довольно энергично, но не долго. Некоторые из его лидеров были репрессированы, хотя это случилось, когда пик активности был уже пройден, в 30-е годы.

В современном сообществе близкие идеи обсуждаются и развиваются в ряде течений и объединений с использованием термина «трансгуманизм». В нашей стране они представлены относительно многочисленными объединениями — Стратегическим общественным движением «Россия − 2045» и Российским трансгуманистическим движением. Одним из таких течений также является международное сообщество Less Wrong, которое функционирует не только в сети Internet, но организует собрания своих участников в различных странах мира. Проходят эти собрания и в России, в основном в Москве. Идеи трансгуманизма рассматриваются там наряду с достижениями аналитической философии и когнитивной науки. Таким образом, появляются представители, способные оценивать потенциал реализации романтических идей мечтателей в реальном обществе с учётом особенностей психики и когнитивных искажений реальных людей.

Важным направлением, обсуждаемым в сообществе Less Wrong и ряде других объединений является «эффективный альтруизм», в рамках которого предпринимаются попытки научными методами изучать оптимизацию использования средств, направленных на благотворительность, на сохранение максимального числа человеческих жизней и т.п. Полагаем, что принципы эффективного альтруизма вполне применимы и для развития космонавтики.